Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 февраля 2010 г. по делу N А70-5162/2009
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2010 г. по делу N А70-2998/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "КРиММ" (далее - ООО "Агрофирма "КРиММ", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) о расторжении договоров аренды лесного участка от 06.03.2008 N 36/др и N 37/др и установлении распределения расходов между сторонами следующим образом: истец не уплачивает арендную плату за период с 01.01.2009 до вступления в силу решения суда, а ответчик не компенсирует истцу расходы по устройству объектов лесной инфраструктуры, охране и улучшению лесов, разработке проекта по использованию лесов.
Заявленные требования основаны ссылкой на статьи 451, 620 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы существенным изменением обстоятельств и обнаружением эксплуатационных свойств лесного участка в ходе подготовки проекта освоения лесов, не указанных в извещении об аукционе.
Департамент, возражая против заявленных требований, предъявил встречное требование о взыскании долга и неустойки по договору от 10.06.2008 N 36/др в сумме 10 462 214,29 руб. и по договору от 10.06.2008 N 37/др в сумме 9 275 190,76 руб.
Решением от 13.08.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009, арбитражный суд отказал в удовлетворении первоначального и встречного исков, придя к выводу о незаключенности спорных договоров аренды лесного участка в связи с отсутствием согласованного условия о размере арендной платы и объёме рубок лесных насаждений с подразделением по породам и качественным характеристикам.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт, которым отказать ООО "Агрофирма "КРиММ" в удовлетворении заявленных требований и удовлетворить встречные требования о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки по договорам аренды лесных участков.
Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, находит несостоятельными и противоречащими материалам дела выводы о том, что договоры аренды лесных участков не содержат сведений о размере арендной платы и об объемах рубок. Департамент считает, что спорные договоры аренды лесных участков по содержанию соответствуют требованиям лесного и гражданского законодательства, являются заключенными и в силу статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат исполнению сторонами. По мнению департамента, принятые судебные акты с выводами о незаключенности договоров аренды нарушают единообразие судебной практики. При этом департамент в качестве примера привел судебные акты по делам N А34-2783/2009, N А70-6926/2009, N А51-19341/2009, N А76-10882/09-17-544.
От департамента 04.02.2010 в суд кассационной инстанции поступило письмо с ходатайством о приобщении к материалам дела копии постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А70-2640/2009.
ООО "Агрофирма "КРиММ" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая судебные акты законными, принятыми на основании полного и всестороннего исследования материалов дела.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, а представители общества высказались против удовлетворения кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным обстоятельствам по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене принятых по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона, проведенного 28.02.2008, стороны 06.03.2008 подписали договоры аренды лесного участка N 36/др и N 37/др сроком действия до 31.12.2056.
В установленном законом порядке договоры аренды лесного участка зарегистрированы.
Согласно подписанным актам приема-передачи от 06.03.2008 общество приняло в пользование лесной участок площадью 5 830 кв. метров и лесной участок площадью 6 688 кв. метров для заготовки древесины.
Позднее ООО "Агрофирма "КРиММ" направило в адрес Департамента письмо от 31.12.2008 с просьбой расторгнуть договоры аренды лесных участков, приложив соглашение о расторжении договоров.
Поскольку стороны не пришли к соглашению о расторжении договоров аренды, ООО "Агрофирма "КРиММ" обратилось в арбитражный суд с требованием о расторжении договоров аренды.
Департамент, возражая против требований общества, заявил встречные требования о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что спорные договоры аренды лесного участка являются незаключенными, не порождающими каких-либо правовых последствий. Признавая договоры аренды незаключенными, суд исходил из того, что договоры аренды не содержат согласованных сторонами условий о размере арендной платы и объеме рубок лесных насаждений по породам и качественным характеристикам.
Апелляционный суд согласился с обоснованностью выводов суда.
Однако выводы судебных инстанций о незаключенности спорных договоров аренды следует признать ошибочными.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 (далее - Правила), к существенным условиям договора аренды лесного участка отнесены: подробные сведения о лесном участке; срок действия договора; виды использования лесов; размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы; объемы рубок лесных насаждений и изъятия других ресурсов.
Согласно пункту 9 Правил, размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке; для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из раздела 2 договоров аренды лесных участков следует, что арендная плата состоит их двух частей, каждая из которых рассчитывается на основании материалов отвода и таксакации лесосек; первая составная часть определяется как произведение установленного ежегодного объема заготовки древесины при проведении сплошных и выборочных рубок, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего коэффициента, установленного по результатам аукциона; вторая составная часть арендной платы определяется как произведение фактического объема заготовки древесины при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.
В соответствии с условиями договоров размер арендной платы установлен не в твердой сумме, а рассчитывается исходя из объема изъятия лесных ресурсов, то есть арендная плата является определяемой, подлежащей исчислению, что не противоречит статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, стороны согласовали механизм расчета арендной платы в зависимости от объема заготовки древесины.
Согласно пункту 1.4 договоров аренды ежегодный объем заготовки древесины при проведении сплошных и выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях, а также ежегодный объем заготовки древесины при проведении рубок ухода за лесом и санитарных мероприятий в 2008 году устанавливается Приложением N 3 к договору, а для 2009 года и последующих лет аренды - проектом освоения лесов.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.
Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, позволяет установить ежегодный объем заготовки древесины.
Из материалов дела не усматривается, что исчисление арендной платы за 2008 год вызвало у ООО "Агрофирма "КРиММ" какие-либо определенные трудности.
Материалы дела также не содержат доказательств о том, что ООО "Агрофирма "КРиММ" обращалось к Департаменту по вопросу определения размера арендной платы лесных участков либо уточнения условий о размере арендной платы.
С учетом установленных обстоятельств, спорные договоры аренды лесных участков содержат соглашения сторон об арендной плате и об объеме заготовки древесины, и у суда не имелось оснований считать договоры аренды лесных участков незаключенными.
Принятые по делу решение и постановление подлежат отмене как незаконные.
Дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку арбитражный суд не рассматривал обоснованность и правомерность заявленных обществом и департаментом требований, а суд кассационной инстанции в силу положений части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать обстоятельства, которые не были установлены в решении или в постановлении, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.08.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А70-5162/2009 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2010 г. по делу N А70-5162/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании