Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 декабря 2009 г. по делу N А46-15557/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2009 г.
Прокурор Центрального административного округа (далее по тексту - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Сибоптпродукт" (далее по тексту - ООО "Сибоптпродукт", Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без разрешения, предоставляющего организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Решением от 21.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленные прокурором требования удовлетворены в полном объеме. Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
При этом заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку действовал в качестве Агента и проверки проводятся по месту нахождения Организатора и Оператора.
Отзыв на кассационную жалобу прокурором до начала судебного заседания не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что 03.07.2009 Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска была проведена проверка исполнения законодательства об организации и проведении азартных игр, в ходе которой установлено, что Обществом в лотоклубе "Амбссадор", расположенном по адресу: город Омск, улица Лермонтова, 8 осуществлялась деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов под видом проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Электрошанс"-1 серии на основании договора, заключенного заинтересованным лицом с обществом с ограниченной ответственностью "Интерком-12" на распространение билетов и выплату полученных от распространения денежных средств.
Согласно условиям лотереи для проведения розыгрыша используются лотерейное оборудование, предназначенное для случайного выбора электронной игровой комбинации из диапазона различных электронных игровых комбинаций, установленных в лотерейной программе, которое оснащено лотерейное оборудование.
Из выписки из государственного реестра всероссийских лотерей N Н200Б/000348ФНС организатором Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Электрошанс-1 серии, является общество с ограниченной ответственностью "Сириус". 22.03.2009 между организатором лотереи и обществом с ограниченной ответственностью "Интерком-12" был заключен договор N 01-ПЛ на проведение лотереи, по условиям которого последний выступил в качестве оператора.
Предоставление Обществу лотерейного оборудования в виде лотерейно-операционных терминалов в количестве 68 штук, а также распространение лотереи с последующим розыгрышом на игровых автоматах осуществлено обществом с ограниченной ответственностью "Сибоптпродукт" на основании заключенного 11.06.2009 договора N 02/01-РЕГ (агентский договор).
По условиям проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Электрошанс" 1 серии, в целях определения выигрышных игровых комбинаций в процессе проведения розыгрыша используется лотерейное оборудование (лототроны, лотерейные терминалы, лотерейное операционной оборудование), представляющее собой устройство, оснащенное лотерейной программой, снабженной электронными игровыми комбинациями и предназначенное для выбора электронных игровых комбинаций из числа электронных комбинаций, установленных в лотерейном оборудовании.
Розыгрыш призового фонда лотереи проводится в два тура. В первом туре лотереи после оплаты лотерейной ставки через лотерейное оборудование и посредством нажатия клавиш лотерейного оборудования генерирует процесс случайного выбора лотерейным оборудованием электронной игровой у комбинации из диапазона игровых комбинаций, установленных в лотерейной программе, после чего на экране лотерейного оборудования автоматически отображается одно из игровых полей, входящее в электронную игровую комбинацию. Посредством нажатия клавиш лотерейного оборудования участник лотереи переходит иные игровые поля, автоматически отображаемые на экране лотерейного оборудования и входящие в состав выбранной лотерейным оборудованием электронной игровой комбинации.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства явились основанием для вывода о том, что лотерейно-операционные терминалы, используемые Обществом для проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Электрошанс" 1 серия является игровым оборудованием (игровыми автоматами), а следовательно, действия Общества подпадают под действие Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", регулирующие деятельность по организации и проведению азартных игр, для осуществления которой необходимо получение разрешения, а с 01.07.2009 данный вид деятельности осуществляется только в отведенных федеральным законодательством игорных зонах.
По результатам проверки, прокурором Центрального административного округа г. Омска вынесено постановление от 10.07.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании вышеуказанного постановления, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением для привлечения Общества к административной ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные прокурором требования, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение суда, исходили из того, что лотерейно-операционные терминалы, используемые Общество для проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Электрошанс"-1 серия являются игровым оборудованием (игровыми автоматами), а осуществляемая данным Обществом деятельность представляет собой деятельность по организации и проведению азартных игр, проведение которых требует специального разрешения.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудия производства и сырья или без таковой.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Понятие игрового автомата дается в пункте 18 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, согласно которого - это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Из вышеуказанных норм права следует, что основными признаками, позволяющими отличить игровое оборудование от лотерейного, являются его использование для проведения азартных игр и случайное определение материального выигрыша без участия организатора азартных игр или его работников.
Исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды пришли к выводу о том, что процесс взаимодействия участника лотереи с лотерейным оборудованием, предоставленным Обществу, не соответствует целям лотереи в том смысле, который определен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", а именно, направленности на получение участником лотереи, в случае признания его выигравшим, части призового фонда лотереи, определенной организатором лотереи.
Кроме того, учитывая те обстоятельства, что распределение выигрыша по лотерейным билетам осуществляется автоматами, а не самим организатором бестиражной лотереи, арбитражные суды пришли к выводу о том, что проводимая Обществом Всероссийская негосударственная бестиражная лотерея "Электрошанс"-1 серия, бестиражной лотереей не является.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1).
Учитывая то обстоятельство, что материальный выигрыш в используемом Обществом оборудовании определяется случайно, без участия общества или его работников, а само оборудование используется заинтересованным лицом для проведения деятельности по розыгрышу денежных средств, основным элементом которой является риск, выводы арбитражных судов о том, что используемое заинтересованным лицом оборудование является игровым, а осуществляемая им деятельность представляет собой деятельность по организации и проведению азартных игр, является правомерным.
Факт организации Обществом игорной деятельности без наличия на то специального разрешения нашел свое подтверждение представленными доказательствами, поэтому законным и обоснованными являются выводы арбитражных судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Мера административного наказания Обществу назначена арбитражным судом с учетом требований статей 4.1 КоАП РФ.
Арбитражными судами всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе заявителем доводы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.08.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15557/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2009 г. по делу N А46-15557/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании