Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 февраля 2010 г. по делу N А03-6992/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Алтайпрофсервис" (далее - ЗАО "Алтайпрофсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения от 11.03.2009 Третейского суда для разрешения экономических споров при Алтайской торгово-промышленной палате по делу N 05-02/06-08 по иску ЗАО "Алтайпрофсервис" к муниципальному образованию город Камень-на-Оби (далее - МО город Камень-на-Оби) о взыскании 16 000 000 рублей задолженности и 63 838 рублей расходов по оплате третейского сбора (далее - решение третейского суда).
Определением арбитражного суда от 30.11.2009 в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Алтайпрофсервис" просит указанное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Податель жалобы полагает, что определение арбитражного суда от 30.11.2009 принято с нарушением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" не устанавливает запрет на передачу на рассмотрение третейского суда спора связанного с выдачей муниципальной гарантии. Данные правоотношения регулируются не только Бюджетным кодексом Российской Федерации, но и положения Гражданского кодекса Российской Федерации о способах исполнения обязательств. Договор о предоставлении муниципальной гарантии имеет признаки гражданско-правовой сделки.
По мнению ЗАО "Алтайпрофсервис", при рассмотрении заявления МО город Камень-на-Оби об отмене решения третейского суда арбитражный суд первой и кассационной инстанций не усмотрел неправомерности в действиях третейского суда.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом.
Статьей 1 Закона о третейских судах предусмотрено, что в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
На основании статьи 100 указанного Кодекса муниципальная гарантия входит в муниципальный долг.
Исследовав правоотношения сторон, суд первой инстанции установил, что между МО город Камень-на-Оби (гарант), ЗАО "Алтайпрофсервис" (бенефициар) и муниципальным унитарным предприятием "Каменьтеплоэнерго" (принципал) заключён договор о предоставлении муниципальной гарантии от 06.02.2008 N 6/02, по условиям которого гарант обязуется уплатить по письменному требованию бенефициара в порядке и размере, установленных договором и гарантией, денежную сумму в валюте Российской Федерации в случае неисполнения принципалом обязательств по договору на поставку и переработку угля от 28.05.2007, заключённому между принципалом и бенефициаром по оплате товара (основного долга) на сумму 16 000 000 рублей в срок до 31.12.2008.
Пунктом 8.2 договора предусмотрено, что споры, возникающие из настоящего договора, передаются на окончательное разрешение в постоянно действующий Третейский суд при Алтайской Торгово-промышленной палате.
Решением третейского суда от 11.03.2009 с МО город Камень-на-Оби в пользу ЗАО "Алтайпрофсервис" взыскано 16 000 000 рублей по договору о предоставлении муниципальной гарантии от 06.02.08 N 6/02/21, и 63 838 рублей третейского сбора.
В связи с неисполнением решения третейского суда в добровольном порядке ЗАО "Алтайпрофсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа.
Оценив доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришёл к правильному выводу о том, что правоотношения связанные с предоставлением муниципальной гарантии являются публичными и не могут быть предметом третейского разбирательства.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену определения арбитражного суда.
Предоставление муниципальной гарантии регулируется статьями 115-117 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Она предоставляется публично-правовым муниципальным образованием в лице местной администрации и имеет публично-правовые последствия в виде увеличения муниципального долга.
Гражданско-правовые нормы параграфа 5 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поручительства применяются к правоотношениям о предоставлении муниципальной гарантии в порядке аналогии закона (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения Бюджетного Кодекса Российской Федерации").
Выводы суда также соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 27 информационного письма от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", о том, что вопросы публично-правового характера не могут быть предметом рассмотрения в третейском суде.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 30.11.2009 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6992/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Алтайпрофсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 февраля 2010 г. по делу N А03-6992/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании