Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 февраля 2010 г. по делу N А67-4863/2009
(извлечение)
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области (далее - Управление Ростехнадзора по Томской области) обратилось с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Томской области о взыскании с ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" (далее - ЗАО "ВИГК") 232 992 рублей 91 копейки задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2005-2006 годы.
В ходе рассмотрения дела произведена замена Управления Ростехнадзора по Томской области на Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление).
Решением от 29.09.2009 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с ЗАО "ВИГК" в польку Управления взыскано 216 669 рублей 66 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год в бюджеты разных уровней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "ВГИК" просит принятые судебные акты отменить в части удовлетворения иска и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд.
Заявитель считает решение и постановление незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.
ЗАО "ВГИК" полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
По его мнению, судами не учтены требования положений природоохранного законодательства, регламентирующие порядок расчета платы, а именно статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Заявитель отмечает, что расчет платы производится на основании первичных документов учета, а не обобщенных статистических данных.
ЗАО "ВГИК" указывает, что арбитражным и апелляционным судами неправильно истолкованы статья 1 Закона об отходах производства и потребления статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, не применена подлежащая применению статья 4 Закона об отходах производства и потребления, нарушена статья 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель отмечает, что собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель ЗАО "ВГИК" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда, и направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ЗАО "ВИГК" представило в Управление сведения о загрязнении окружающей среды за 2006 год по установленным формам статистической отчетности: отчет по форме N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2006 год"; отчет по форме N 6 "Сведения об образовании и использовании отходов производства и потребления за 2006 год", а также расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год.
Управлением проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой установлено, что плата рассчитана не за весь объем размещаемых ответчиком отходов, указанных в формах государственной статистической отчетности.
Плательщику была доначислена сумма недоимки, составившая перед бюджетами всех уровней за 2005-2006 годы 232 992 рубля 91 копейку. Размер недоимки за 2006 год установлен в сумме 216 669 рублей 66 копеек.
Управление направило в адрес ЗАО "ВИГК" требование от 17.11.2008 N 6/4033 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2005-2006 годы, с предложением о добровольном погашении задолженности.
В связи с неисполнением ЗАО "ВИГК" указанного требования, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования заявителя, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, пришли к выводу об обоснованности заявленных Управлением требований в сумме 216 669 рублей 66 копеек.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающею среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" Правительству Российской Федерации были предоставлены полномочия устанавливать порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, создано на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.04.2009 N 309 и действует на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.06.2009 N 581.
Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) возложены функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.12.2008 N 1035 "О наделении полномочиями администратора доходов федерального бюджета Российской Федерации" и от 29.12.2008 N 1040 "О возложении на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочий главных администраторов доходов бюджетных субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, функции контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты, возложены на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Арбитражный и апелляционный суды, установив, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год в размере 216 669 рублей 66 копеек, в том числе 191 610 рублей 44 копейки - г. Кедровый, 25 059 рублей 22 копейки - Томский район, произведен Управлением в соответствии с нормативными актами, регулирующими данные правоотношения, исходя из того, что на условиях аренды у ЗАО "ВИГК" находится объект размещения отходов - полигон ТБО, на котором ответчиком производится размещение (захоронение) отходов производства и потребления, в том числе от сторонних организаций, сделали правильный вывод о том, что ЗАО "ВИГК" обязано в силу положений статей 22, 24 Закона об охране окружающей среды, статей 11, 18 Закона об отходах производства и потребления устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
ЗАО "ВИГК" в соответствии с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации установлены лимиты размещения отходов от 01.01.2005 N 2750, согласно которым ему в 2006 году разрешено разместить (захоронить) на объекте размещения отходов в г. Кедровый - 7,0 тонн отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный мусор).
Фактически за 2006 год на объекте размещения отходов в г. Кедровый ЗАО "ВИГК" было размещено, согласно данным отчета по форме N 6 "Сведения об образовании и использовании отходов производства и потребления за 2006 год" по г. Кедровому, представленного в Управление, 66, 464 тонны отходов, в связи с чем, ответчиком в процессе осуществления указанной деятельности, были превышены установленные на 2006 год лимиты размещения отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.
Следовательно, Управлением правомерно было проведено доначисление платы за сверхлимитное размещение отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, ввиду превышения установленных на 2006 год лимитов размещения отходов, установленных исходя из площади (объема) объекта размещения отхода - свалка в г. Кедровый с учетом экологической обстановки данной территории.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для их отмены отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.09.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 25.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4863/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2010 г. по делу N А67-4863/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании