Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 февраля 2010 г. по делу N А67-5927/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2010 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Томской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Совету Средневасюганского сельского поселения о взыскании налоговой санкции в размере 100 рублей.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.11.2009, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, штрафные санкции применяются независимо от наличия или отсутствия в декларации суммы налога, подлежащего к уплате.
В настоящем судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на кассационную жалобу Советом Средневасюганского сельского поселения не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 23.10.2008 Советом Средневасюганского сельского поселения декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2008 года, тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 289 НК РФ декларация должна быть представлена в налоговый орган не позднее 28.07.2008.
Сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет по данной декларации, составляет 0 руб. 0 коп.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 05.03.2009 N 2524-148-07-04/м, которым Совет Средневасюганского сельского поселения привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафных санкций в сумме 100 руб.
На основании указанного решения налоговым органом выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.04.2009, которым налогоплательщику предложено в срок до 25.04.2009 уплатить штраф в размере 100 руб.
Неисполнение в установленный срок Советом Средневасюганского сельского поселения требования, послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, исходя из положений статьи 119 НК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1069-О-О установив, что сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком по представленной им декларации, составляет 0 руб. 0 коп., пришли к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для взыскания штрафных санкций в размере 100 руб.
Кассационная инстанция поддерживает позицию судов, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, не представленной налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, как правильно указано судами, базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана декларация.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что декларация по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2008 года представлена Советом Средневасюганского сельского поселения позже установленного срока, вместе с тем сумма налога, подлежащего уплате по данной декларации, составляет 0 руб. 0 коп., то есть в данном случае у налогового органа отсутствуют основания для применения минимального размера штрафа.
Суды в соответствии со статьей 71 АПК РФ всесторонне и полно исследовали материалы дела, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 07.09.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2009 по делу N А67-5927/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А67-5927/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании