Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 февраля 2010 г. по делу N А46-10831/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Линия-2000" (далее - ООО "Линия-2000", общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление) о признании незаконными совершенных им 27.12.2007 г. действий по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:61 площадью 4 051 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный административный округ, г. Омска, ул. 22 Партсъезда, д. 97, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей под строение, в размере 16 118 726 руб., в связи с их несоответствием действующим правовым нормам и об обязании Управления в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 16 118 726 руб. указанного выше земельного участка с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Омской области и администрация города Омска.
Решением от 12.10.2009 г., оставленным без изменения постановлением от 09.12.2009 г. апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает неправильными выводы апелляционного суда о пропуске заявителем срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Полагает, что результатом государственной кадастровой оценки земель, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Правительство Омской области в отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
В судебном заседании представитель третьего лица полностью поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "Линия-2000" на праве собственности принадлежит земельный участок кадастровым номером 55:36:040109:61 (ранее этому участку был присвоен кадастровый номер 55:36:04 01 09:0061) площадью 4 051,00 кв.м., разрешенное использование: для производственных целей под строение, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда, д. 97, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.2008 г серии 55 АВ N 618325, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области. Согласно кадастровой выписке от 13.03.2009 г. N 5536/207/09-788 кадастровая стоимость упомянутого выше земельного участка составляет 15 835 602,06 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3 909,06 руб. за 1 кв.м.
Управление в ответ на обращение заявителя письмом от 10.04.2009 г. N 01-17/544 сообщило о том, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденными постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска" (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193-п): кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:04 01 09:61 составляет 15 835 602,06 руб.
Общество, считая действия Управления, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Возражения против удовлетворения заявления мотивированы тем, что обжалуемые действия являются законными и обоснованными, а также пропущен процессуальный срок на обращение с таким заявлением.
Суд первой инстанции при принятии решения, ссылаясь на положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что заявитель обратился с заявлением о признании незаконными действий органа государственной власти за пределами установленного трехмесячного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из того, что заявителем не представлены доказательства о внесении Управлением в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений притом, что нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков не оспорен и не признан недействующим в установленном законом порядке.
Апелляционная инстанция в достаточно полной мере и всесторонне исследовала материалы дела и доводы сторон, в том числе - аналогичные изложенным в кассационной жалобе, дала им правильную, соответствующую обстоятельствам дела и закону, оценку. Полностью соглашаясь с выводами суда первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснованно указала, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждена законодательно. Оценив представленные доказательства в их совокупности, правомерно отметила, что Управление не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г. N 52 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков после утверждения кадастровой стоимости земель постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п. В этой связи пришла к правильному выводу о том, что действия Управления не противоречат какому-либо нормативному правовому акту, а поэтому не могут нарушать права и законные интересы заявителя и, соответственно, не могут быть признаны незаконными. При этом правильно руководствовалась положениями Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 г. N 731-03, Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 г. N 206, от 14.12.2006 г. N 767, от 17.09.2007 г. N 590).
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами апелляционного суда о пропуске заявителем срока для обращения в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, заявитель узнал из ответа Управления Роснедвижимости по Омской области от 10.04.2009 N 01-19/544, то процессуальный срок на обращение в суд им не был пропущен.
Однако указанные обстоятельства не привели к принятию апелляционным судом неправильного судебного акта.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.10.2009 г. Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.12.2009 г. Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10831/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2010 г. по делу N А46-10831/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании