Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 февраля 2010 г. по делу N А46-11968/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический комплекс "Криогенная техника" (далее - ООО "НТК "Криогенная техника", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, Управление) о признании незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенных 27.12.2007 по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0032, местоположение которого установлено относительно здания административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда, д. 97, в размере 130 184 952,66 руб., и обязать заинтересованное лицо обеспечить исключение указанных сведений из государственного кадастра недвижимости; признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0051, местоположение которого установлено относительно здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда, д. 97, в размере 663 442 577,22 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Решением от 08.09.2009 (судья С.Г.В.) Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением от 19.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 08.09.2009 отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "НТК "Криогенная техника" требований.
В кассационной жалобе ООО "НТК "Криогенная техника" просит постановление от 19.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, решение от 08.09.2009 оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, апелляционным судом неправильно применены нормы статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как неверно исчислен указанный в названной статье срок; о нарушении прав заявитель узнал только из письма Территориального отдела N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (исх. N 07-07/2324 от 14.05.2009).
Суд апелляционной инстанции, толкуя нормы права, регулирующие порядок проведения государственной кадастровой оценки земли (далее - ГКОЗ), и давая оценку обстоятельствам дела, не учел соответствующие пункты Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, а именно пункты 4, 6, 9.2, 9.9, 11.2, 11.4, которые предусматривают обязанность Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области при проведении ГКОЗ не только предоставить на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты ГКОЗ, но и внести в государственный земельный кадастр только те сведения, которые были утверждены.
Правительство Омской области с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела ООО "НТК "Криогенная техника" на праве собственности принадлежат: земельный участок площадью 33138 кв.м., кадастровый номер 55:36:04 01 09:0032, разрешенное использование: для производственных целей под здания, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 22-го Партсъезда, д. 97, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 565894 от 07.11.2007; земельный участок площадью 165433 кв.м. с кадастровым номером 55:36:0401 09:0051, разрешенное использование: для производственных целей под здания, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда. д. 97, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВN774536 от 25.09.2008.
Письмом от 14.05.2009 N 07-07/2324, по запросу заявителя Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области сообщил, что кадастровая стоимость земельного участка номер 55:36:04 01 09:0032 составляет 130 184 952,66 руб., земельного участка номер 55:36:04 01 09:0051 - 663 442 577,22 руб., сведения внесены в государственный земельный кадастр 27.12.2007 на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов по видам функционального использования, и Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
По данным выписки из государственного земельного кадастра от 20.02.2008 N 36/08-6148 земельному участку номер 55:36:04 01 09:0032 соответствует кадастровая стоимость в размере 130 184 952,66 руб.
По данным выписки из государственного земельного кадастра от 13.02.2008 N 36/08-4882 земельному участку номер 55:36:04 01 09:0051 соответствует кадастровая стоимость в размере 663 442 577,22 руб.
ООО "НТК "Криогенная техника", считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр (далее - государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 09:0032 и 55:36:04 01 09:0051 незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, апелляционный суд счел пропущенным заявителем трехмесячный срок, установленный законом для обращения в суд по такой категории дел.
Апелляционный суд также указал, что ответчик не утверждал кадастровую стоимость земельных участков, а внес сведения об экономических характеристиках земельных участков в государственный кадастр, в том числе в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится ГКОЗ, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения ГКОЗ устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ установлено, что к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции (организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Апелляционный суд, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административным регламентом, установив, что управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-п в декабре 2007 года; кадастровая стоимость земельных участков, содержащихся в материалах оценки (в отчете) и впоследствии внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, отражена в Постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36", пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания действий незаконными, нарушающими права заявителя и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя относительно недоказанности ответчиком нарушения им трёхмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не принимает как основание к отмене (изменению) принятого по настоящему делу постановления апелляционной инстанции, так как с учётом вышеизложенного он не влияет на выводы суда апелляционной инстанции по существу заявленных требований.
Таким образом, при принятии обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность вывода суда апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 19.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11968/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2010 г. по делу N А46-11968/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании