Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 февраля 2010 г. по делу N А46-18262/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Стимул-Инвест" (далее - ООО "Стимул-Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - главное управление) о признании незаконным бездействия по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса в границах бульвара Космонавтов - ул. Рокоссовского в Кировском административном округе г. Омска, а также об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Заявленные требования основаны ссылками на статьи 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением прав и законных интересов общества путем не совершения действий о предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренных законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент архитектуры).
Решением от 20.10.2009 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме, придя к выводу о незаконности действий (бездействия) главного управления по исполнению обязанности по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 апелляционная жалоба главного управления возвращена на основании пункта 5 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе главное управление просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы, ссылаясь на положения статей 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 Положения об управлении по земельным ресурсам, утвержденного Указом губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, указал, что как исполнительным органом власти, обязанным проводить работы по пополнению консолидированного бюджета, им была подана заявка в администрацию города Омска с целью формирования земельного участка в границах бульвара Космонавтов - улицы Рокоссовского для последующей реализации его с аукциона.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, не представлены.
Кассационная жалоба согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, ООО "Стимул-Инвест" обратилось 13.05.2008 в главное управление с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения гаражного комплекса в границах бульвара Космонавтов - ул. Рокоссовского в Кировском административном округе г. Омска.
Главное управление письмом от 19.05.2008 уведомило общество о направлении его заявления в департамент архитектуры, о результатах рассмотрения которого будет сообщено позднее.
Не получив по истечении более года информации о рассмотрении своего заявления, ООО "Стимул-Инвест" направило 09.07.2009 в главное управление письмо с просьбой сообщить о предоставлении земельного участка для строительства гаражного комплекса.
Главное управление письмом от 17.07.2009 за N04-02/5756 известило общество о том, что департаментом архитектуры 06.07.2009 передан пакет документов на земельный участок, сформированный для строительства наземного многоэтажного гаража-стоянки, для реализации его на аукционе.
ООО "Стимул-Инвест", посчитав, что бездействие главного управления, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что согласно пункту 1 Положения об управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.07.2006 является Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
Настоящий спор возник по исполнению первого этапа в процедуре предоставления земельного участка.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Постановлением правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска" утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска (далее - Порядок предоставления земельных участков), в соответствии с которым специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.
Согласно Порядку предоставления земельных участков заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или копия решения об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. При этом копия такого решения направляется также в администрацию города Омска.
Оценив представленные в дело доказательства, арбитражный суд установил, что главное управление в нарушении указанных правовых норм не совершило соответствующих действий относительно полученного 13.05.2008 заявления общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Так, главное управление 19.05.2008 обратилось в администрацию города Омска с заявлением о формировании нескольких земельных участков, в том числе и испрашиваемого обществом земельного участка, для последующей их реализации на аукционе, а 20.05.2008 направило в администрацию города Омска заявление о выборе земельного участка для строительства гаражного комплекса.
Департамент архитектуры на основании полученного первого заявления обеспечил формирование земельного участка для реализации его на аукционе.
Материалами дела подтверждается, что главным управлением в течение более года с момента обращения общества с соответствующим заявлением не принято решение о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о признании бездействия главного управления, заключающееся в непринятии в установленный Порядком предоставления земельных участков срок решения по заявлению ООО "Стимул-Инвест" о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в его размещении, незаконным и нарушающим права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оспаривая решение суда, главное управление не привело в кассационной жалобе доводов относительно нарушения норм материального права либо норм процессуального права, а указало лишь на то, что во исполнение своей обязанности о проведении работы по пополнению консолидированного бюджета направило заявление о формировании земельного участка для последующей его реализации на аукционе. Данное утверждение не опровергает правильность выводов суда.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Выводы арбитражного суда соответствуют доказательствам и установленным обстоятельствам по делу, не противоречат действующему законодательству.
У суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2009 по делу N А46-18262/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления по земельным ресурсам Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2010 г. по делу N А46-18262/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании