Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 марта 2010 г. по делу N А46-11291/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Деревообрабатывающий центр" (далее - ЗАО "Деревообратывающий центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Упрвление) о признании незаконными действий, совершенных 28.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 281 374 142,10 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 867,42 руб. с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 площадью 72 755 кв. метров, а также об обязании устранить допущенные нарушения путем исключения из Государственного кадастра сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые действия не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 N 215, поскольку указанные сведения о кадастровой стоимости и о размере удельного показателя внесены до утверждения результатов оценки в установленном законом порядке на основании постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Омской области.
Решением от 15.09.2009, оставленным без изменения постановлением от 20.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о недоказанности заявителем внесения в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений. При этом апелляционный суд указал на подачу заявления в арбитражный суд по истечении трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ЗАО "Деревообратывающий центр" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов судов доказательствам и обстоятельствам по делу.
Податель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статьи 66, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, нормы пункта 2 статьи 7 и статей 14, 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункты 10, 11 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, положения Административного регламента, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39. По мнению подателя жалобы, в силу вышеназванных норм законов и правовых актов должна быть утверждена кадастровая стоимость конкретных земельных участков для внесения данных в Государственный кадастр недвижимости. Податель жалобы считает, что в нарушении законодательства Управление внесло сведения в Государственный кадастр недвижимости на основании постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, утвердившего лишь средние показатели кадастровой стоимости. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что Управлением при внесении сведений об экономических характеристиках земельного участка не учтено, что из спорного земельного участка были изъяты и сформированы в 2002 и 2003 году два земельных участка, переданные в аренду.
Правительство Омской области в отзыве просило оставить судебные акты без изменения, считая правильными выводы судебных инстанций.
Кассационная жалоба согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и норм процессуального права при разрешении данного спора, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации N 143468, выданным 07.06.2000, ЗАО "Деревообрабатывающий центр" на праве бессрочного пользования владеет земельным участком площадью 72 755 кв. метров с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12, имеющим почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, ул. 22 Декабря, дом 86.
Получив 19.02.2009 кадастровый паспорт на данный земельный участок с указанием кадастровой стоимости в размере 281 374 142,10 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 867,42 руб. за один квадратный метр и установив, что сведения об экономических характеристиках земельного участка внесены в Государственный земельный кадастр в соответствии с письмом Управлением от 26.12.2007 N 2100 при наличии утвержденных постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, ЗАО "Деревообратывающий центр" посчитало действия по внесению кадастровой стоимости земельного участка незаконными, нарушающими его права в предпринимательской деятельности и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов необходимо установить одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные инстанции, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 65, 66, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", статьей 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилами проведения кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, установив отсутствие доказательств, подтверждающих недостоверность включенных в Государственный кадастр недвижимости сведений, а также соответствие внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка сведениям, содержащимся в постановлении правительства Омской области от 19.12.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды отклонили довод ЗАО "Деревообрабатывающий центр" об изъятии из состава спорного земельного участка и формировании двух земельных участков, установив, что части спорного земельного участка не имеют кадастрового номера и не поставлены на кадастровый учет.
Вместе с тем, апелляционный суд посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не был пропущен процессуальный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствующими установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение указанных правовых актов правительство Омской области постановлением от 19.12.2007 N 174-п утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в Государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 4 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
В силу изложенного, довод ЗАО "Деревообрабатывающий центр" о необходимости утверждения кадастровой стоимости каждого земельного участка является необоснованным.
Суды установили, что в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на основании постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" Управление вносило в Государственный земельный кадастр сведения о кадастровой оценке земель в городе Омске, в том числе и в отношении спорного земельного участка, принадлежащего заявителю.
Впоследствии в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения с учетом постановления правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п, утвердившего кадастровую стоимость земельных участков.
В ходе судебного разбирательства ЗАО "Деревообратывающий центр" не оспаривало размер кадастровой стоимости земельного участка.
В силу установленных обстоятельств судебные инстанции признали не доказанным факт нарушения прав и законных интересов заявителя вследствие внесения в Государственный кадастр недвижимости указанных сведений, не установили нарушений в действиях Управления и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При разрешении спора судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, повторяют доводы апелляционной жалобы, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.09.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11291/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Деревообрабатывающий центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2010 г. по делу N А46-11291/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании