Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 марта 2010 г. по делу N А46-15310/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройСервисОмск" (далее - ООО "СтройСервисОмск", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 18.05.2009 N 10613 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 29.09.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 03.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 29.09.2009 Арбитражного суда Омской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Считает вывод судов о том, что Общество имело возможность рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Омской области N 174-п в редакции от 19.12.2007, несостоятельным, поскольку судами не были установлены данные обстоятельства.
Полагает, что налоговым органом неправомерно была доначислена сумма земельного налога за 2008 год, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Ссылаясь на то, что постановление Правительства Омской области N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", утверждающее кадастровую стоимость земельного участка заявителя в размере 68 223 656 руб. 95 коп., принято 26.11.2008, полагает, что налоговая база за 2008 год не может быть исчислена, исходя из утвержденной в текущем налоговом периоде кадастровой стоимости.
Судами и материалами дела установлено следующее.
30.01.2009 ООО "СтройСервисОмск" подана в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой был составлен акт от 07.04.2009 N 4448 и принято решение от 18.05.2009 N 10613 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 119 426 руб. 60 коп. за неуплату (неполную уплату) земельного налога за 2008 год.
Кроме того, Обществу доначислен земельный налог за 2008 год в сумме 597 133 руб., начислены пени по состоянию на 18.05.2009 за несвоевременную уплату земельного налога за 2008 год в сумме 10 056 руб. 80 коп.
Основанием для доначисления налогоплательщику сумм земельного налога за 2008 год, пени и привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации явились следующие обстоятельства, установленные налоговым органом в ходе проверки.
В порядке пункта 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в налоговый орган представлены сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе о земельном участке с кадастровым номером 5:36:12 03 04:135, принадлежащем заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Согласно представленным сведениям кадастровая стоимость названного земельного участка с учетом положений постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление N 174-п), с 01.01.2008 составила 68 223 657 руб., а не 28 414 808 руб., как указало Общество в налоговой декларации.
Учитывая ставку земельного налога, установленную подпунктом 6 пункта 2 решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", сумма авансовых платежей за 2008 год составила 1 023 355 руб., в то время как налогоплательщиком в соответствии с поданным расчетом авансового платежа по земельному налогу уплачен таковой в сумме 426 222 руб., в связи с чем налоговый орган произвел доначисление земельного налога в вышеназванном размере.
03.06.2009 Обществом подана в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области апелляционная жалоба на решение налогового органа от 18.05.2009 N 10613.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 30.06.2009 N 16-17/08767 решение налогового органа от 18.05.2009 N 10613 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Общество, не согласившись с принятым решением Инспекции, оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды обеих инстанций исходили из того, что налогоплательщик не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости своего участка, в связи с чем отклонили доводы налогоплательщика о невозможности самостоятельного определения кадастровой стоимости земельного участка из положений Постановления N 174-п, поскольку в нем не содержится кадастровая стоимость его земельного участка, а стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном земельном кадастре, не была определена в установленном законном порядке и не подлежит применению в целях налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судебных инстанций, основанный на положениях статей 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации N 945 от 25.08.1999, постановлении Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (утвердившем Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), что Постановлением N 174-п, которым были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр, кадастровая стоимость земель была утверждена до 01.01.2008.
Проанализировав положения пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания постановления N 174-п), пункта 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590), Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, устанавливающего административные процедуры по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельных участках Общества послужило Постановление N 174-п, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки.
Такими материалами государственной кадастровой оценки, как правильно указал суд, является отчет, который в соответствии с пунктами 9.6 - 9.8 Административного регламента, подлежит проверке в Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39; в государственный земельный кадастр вносятся величины кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, которые были определены в процессе оценки и содержатся в материалах оценки.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что налогоплательщик не обязан самостоятельно определять размер кадастровой стоимости, поскольку налоговое законодательство установило, что источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр.
Поскольку суд установил, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, и Постановлением N 174-п был утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земель по видам разрешенного пользования, а не минимальная и максимальная стоимость земель, то ссылка Общества на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 11279/08 не может быть принята в связи с наличием существенных отличий в обстоятельствах дел.
То обстоятельство, что в ноябре 2008 в Постановление N 174-п были внесены изменения, не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена на 01.01.2008 с учетом, в том числе, того, что приложение N 2 к Постановлению N 174-п, утвержденное в ноябре 2008, является прямым следствием приложения N 1 Постановления N 174-п, утвержденного в декабре 2007.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Изложенное также свидетельствует о том, что государственный кадастровый учет земельных участков, включающий в себя, в том числе, их кадастровую стоимость, осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель (но не земельных участков), утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 НК РФ, имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной Постановлением N 174-п в редакции от 19.12.2007, и доведенной в части отдельно взятого земельного участка до сведения налогоплательщика в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ссылка Общества на то, что суд апелляционной инстанции изложил в своем постановлении доводы, на которые заявитель не ссылался, кассационной инстанцией не принимается как основание к отмене судебных актов, поскольку изложение апелляционным судом правовой позиции относительно норм права, регулирующих спорные правоотношения, не является нарушением норм процессуального права. Кроме того, выводы суда в этой части не оспариваются заявителем.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций были полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты - отмене или изменению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.09.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15310/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2010 г. по делу N А46-15310/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании