Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 марта 2010 г. по делу N А46-12107/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 г.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 30.04.2009 N 09/7676 об отмене реструктуризации в части региональных налогов, а также о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в принятии вышеуказанного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска).
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.09.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанции норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о пропуске срока вынесения спорного решения является ошибочным, поскольку в период с 01.01.2008 по 31.03.2008 ОАО АК "Омскэнерго" состоял на налоговом учете Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области. Кроме того, в связи с обжалованием ОАО АК "Омскэнерго" в судебном порядке отказа в списании пени и штрафов, Инспекция не могла принять решение об отмене реструктуризации с 01.04.2008 по 30.04.2008 и в дальнейшем до окончательного судебного акта по делу (11.02.2009).
Отзыв от ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска в суд кассационной инстанции не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "МРСК Сибири" считает доводы жалобы несостоятельными, а решение и постановление апелляционной инстанции - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
До рассмотрения кассационной жалобы в суд кассационной инстанции поступило ходатайство от налогового органа об отложении рассмотрения дела по причине позднего поступления определения Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 19.02.2010, в связи с чем податель жалобы не имеет возможности обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев вышеуказанное ходатайство не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в соответствии с положениями статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Внеочередным собранием акционеров ОАО АК "Омскэнерго" принято решение от 24.12.2007 о реорганизации ОАО АК "Омскэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК Сибири".
31.03.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО АК "Омскэнерго".
ОАО "МРСК Сибири" является правопреемником ОАО АК "Омскэнерго" по налоговым обязательствам.
ОАО АК "Омскэнерго" до 12.07.2002 состояло на налоговом учете в налоговом органе, в период с 13.07.2002 по 31.03.2008 - в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области.
В связи с реорганизацией ОАО АК "Омскэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК Сибири" филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" был поставлен на налоговый учет в налоговый орган.
Решением налогового органа от 29.12.2001 N 05/13964, с последующими изменениями, ОАО АК "Омскэнерго" было предоставлено право на реструктуризацию кредитной задолженности по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам по региональным налогам.
В связи с неуплатой сумм платежей по графикам погашения задолженности по региональным налогам (пени), Инспекция на основании пункта 7 Постановления главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом" приняла решение от 30.04.2009 N 09/7676 "Об отмене реструктуризации в части региональных налогов".
Посчитав, что решение налогового органа и действия должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Омской области.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителя ОАО "МРСК Сибири", проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления судов.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные ОАО "МРСК Сибири" требования, проанализировав положения статей 198, 200 АПК РФ, статью 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 "О порядках сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", постановление главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом", и учитывая, что при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в областной бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, установленных графиком, налоговый орган в месячный срок, считая со дня возникновения указанных обстоятельств, должен принять решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности, пришли к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок вынесения спорного решения.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанции указали, что постановление главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом" не ограничивает право налогового на прекращение действия решения о реструктуризации задолженности в связи с наличием судебного спора.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Общество, начиная с 4 квартала 2007 года должно было производить уплату задолженности по начисленным пеням и штрафам по региональным налогам и сборам, однако в 4 квартале 2007 года и в 1 - 4 кварталах 2008 года Обществом уплата пеней и штрафов по налогу с продаж, налогу на имущество не производилась.
Вместе с тем, судами установлено, что решение от 30.04.2009 "Об отмене реструктуризации в части региональных налогов" принято с нарушением срока установленного пунктом 8 Постановления главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, и учитывая, что Постановление главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п не предусматривает право налогового органа на принятие решения о прекращении реструктуризации за пределами месячного срока со дня возникновения задолженности по уплате текущих налоговых платежей либо неуплаты платежей, установленных графиком, суды пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения и действий нормам действующего законодательства и нарушающими права юридического лица путем ограничения права на использование реструктуризации задолженности.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления по настоящему делу.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, а доводы жалобы повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, которым была дана надлежащая оценка апелляционным судом.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.09.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2009 по делу N А46-12107/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 марта 2010 г. по делу N А46-12107/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании