Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 марта 2010 г. по делу N А03-13114/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 г.
Открытое акционерное общество "Авиапредприятие "Алтай", г. Барнаул (далее - Общество, ОАО "Авиапредприятие "Алтай" заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 21.09.2009 N 01-09/454 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 42 000 руб. по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что ОАО "Авиапредприятие "Алтай" не является субъектом данного правонарушения, поскольку аэропортовые, аэронавигационные и прочие сборы с воздушных судов не являются внешнеторговой деятельностью.
Заявитель указывает, что заключенный договор между ОАО "Авиапредприятие "Алтай" г. Барнаул и ЗАО "Эверест-Авиа" (Таджикистан) предусматривает оказание услуг по обслуживанию воздушного судна при международной перевозке пассажиров, багажа, который предусматривает обслуживание воздушного судна, обеспечение бортовым питанием, заправкой авиаГСМ. Стороне по договору предоставлялись товары, предназначенные для использования на воздушном судне, имеющем таможенный режим "перемещение припасов" (статья 264 Таможенного кодекса Российской Федерации), а не экспорт.
По мнению заявителя, оформление паспорта сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом за заправку воздушных судов не требуется, поэтому в действиях Общества отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением от 15.10.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья Н.М.Д.) заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
Постановлением от 15.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение арбитражным судом апелляционной инстанции всех обстоятельств дела, неправильным применением вышеуказанной судебной инстанцией норм материального права, просит отменить постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009. Более подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт, считая постановление суда апелляционной инстанции законным.
В судебном заседании представитель ОАО "Авиапредприятие "Алтай" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просит оставить в силе решение суда первой инстанции по данному арбитражному делу.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции при вынесении судебного акта норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 15.09.2008 Общество заключило договор N 426-2008 с ЗАО "Эверест-Авиа" (Таджикистан) - нерезидентом, сроком действия до 31.12.2008.
Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора ОАО "Авиапредприятие "Алтай" предоставляет услуги по обслуживанию воздушных судов ЗАО "Эверест-Авиа", выполняющих регулярные и нерегулярные рейсы в аэропорту Барнаула.
В силу пункта 3.1 договора платежи за услуги, оказываемые Обществом, производятся ЗАО "Эверест-Авиа" в валюте Российской Федерации безналичными перечислениями. ЗАО "Эверест-Авиа" перед каждым рейсом осуществляет предоплату стоимости авиаГСМ спецжидкостей в размере 100% перечислением, с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили на расчетный счет Общества до момента обслуживания рейса (пункт 3.2 договора).
Дополнительным соглашением N 1 к вышеуказанному договору от 28.09.2008 стороны изменили и изложили в новой редакции пункт 3.2 договора, установив, что нерезидент оплачивает Обществу стоимость авиаГСМ и спецжидкости на основании выставленных счет-фактур в течение 10 дней с момента представления услуг по обслуживанию воздушных судов и заправке воздушных судов авиаГСМ и спецжидкостей.
В рамках исполнения договора ОАО "Авиапредприятие "Алтай" в сентябре 2008 года оказало услуги Перевозчику по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе, по обеспечению воздушного судна авиаГСМ всего на сумму 279 935, 25 руб., из них согласно видов оказанных услуг:
- акта от 29.09.2008 N 1 от 29.09.2008 г. выполнены работы, оказаны услуги по предоставлению отдельного комплекса услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных судов на сумму 50 000 руб.;
- акта от 29.09.2008 N 798 оказаны услуги по наземному обслуживанию на сумму 12 665,50 руб., заправка воздушного судна Перевозчика авиаГСМ на сумму 217 269,75 руб.
Для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям по договору 14.11.2008 N 426-2008 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту Барнаула и поступления 03.10.2008 денежных средств от нерезидента (Перевозчика) в сумме - 279 936,25 руб., Обществом 14.11.2008 в городском отделении N 8203 филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации оформлен паспорт сделки N 08110001/14 81/0038/3/0.
Кроме того, 14.11.2008 в уполномоченный банк ПС ОАО "Авиапредприятие "Алтай" представлена справка о подтверждающих документах с документами, подтверждающими оказание услуг 29.09.2008 нерезиденту (Перевозчику) по предоставлению комплекса услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных судов, оказание услуг по наземному обслуживанию, заправка воздушного судна нерезидента (Перевозчика) авиаГСМ.
Должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае проведена проверка соблюдения валютного законодательства ОАО "Авиапредприятие "Алтай", по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2009 N 01-09/454 о нарушении Обществом требований пункта 3.14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформление паспортов следок" (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2004 N 5859), а также положений статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
При этом в протоколе об административном правонарушении от 15.09.2009 N 01-09/454 указано, что ОАО "Авиапредприятие "Алтай" оформило паспорт следки в уполномоченном банке на 46 дней позднее установленного законом срока, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Временно исполняющим обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае 21.09.2009 принято постановление N 01-09/454, которым ОАО "Авиапредприятие "Алтай" привлечено к административной ответственности за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 42 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления ОАО "Авиапредприятие "Алтай", арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, о том, что Управление доказало состав вменяемого Обществу административного правонарушения. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Суд кассационной инстанции, проверив обоснованность доводов заявителя, изложенных в кассационной жалобе, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе, исходя из следующего.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проанализировав объективную сторону вышеуказанного административного правонарушения, пришел к выводу о том, что факт оказания услуг по заключенному с иностранным контрагентом договору оформлен соответствующими документами от 29.09.2008, следовательно, документы, подтверждающие факт оказания услуг, и справка о подтверждающих документах обществом должны быть представлены в уполномоченный банк в срок, не позднее 29.09.2008, а фактически направлены в уполномоченный банк - 14.11.2008, то есть с нарушением установленного срока.
Из вышеизложенного следует, что судом апелляционной инстанции дана оценка обстоятельствам несоблюдения ОАО "Авиапредприятие "Алтай" установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк ПС, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (глава 2 Положения о порядке представления резидентами уполномоченными банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П).
Вместе с тем, из обжалуемого ОАО "Авиапредприятие "Алтай" постановления административного органа от 21.09.2009 N 01-09/454 следует, что Управление при привлечении заявителя к административном ответственности, исходило из нарушения заявителем установленных единых правил оформления паспорта сделок в уполномоченном банке, то есть за нарушение требований статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и статьи 3.14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформление паспортов сделок" (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2004 N 5859).
В соответствии с пунктом 3.14 вышеуказанной Инструкции, для оформления паспорта сделки (ПС) резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше (в редакции Указания Центрального Банка РФ от 12.08.2008 N 2052-У).
По условиям договора от 15.09.2008 N 426-2008, заключенного Обществом с ЗАО "Эверест-Авиа" (Таджикистан) - нерезидентом, со сроком действия до 31.12.2008, ОАО "Авиапредприятие "Алтай" осуществляло аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов нерезидента, включая и заправку воздушных судов авиаГСМ.
Исходя из даты оформления ОАО "Авиапредприятие "Алтай" паспорта сделки в уполномоченном банке - 14.11.2008 и даты оказания комплекса услуг нерезиденту по аэропортовому обслуживанию воздушных судов, оформленных актом N 1 от 29.09.2008 на сумму 50 000 руб. по предоставлению комплекса услуг; актом N 798 от 29.09.2008 на сумму 12 665, 50 руб. за оказание услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе и по заправке воздушного судна авиаГСМ на сумму 217 269,75 руб., административный орган пришел к выводу о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае при привлечении ОАО "Авиапредприятие "Алтай" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ не учтено следующее.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предоставляет Центральному Банку Российской Федерации принимать нормативные акты в области валютного регулирования и валютного контроля, а также осуществлять толкование данных принимаемых нормативных актов.
В письме Центрального Банка РФ от 01.07.2006 N 12-1-5/1219 "По отдельным вопросам применения Инструкции N 117-И и Положения N 258-П" дано разъяснение, согласно которому аэропортовые, аэронавигационные и прочие сборы с воздушных судов в аэропортах Российской Федерации являются устанавливаемыми государством обязательными платежами, взимание которых осуществляется администрацией аэропортов на основании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Валютные операции, связанные с уплатой нерезидентами этих сборов можно квалифицировать как неторговые операции, на которые требования главы 3 Инструкции N 117-И от 15.06.2004 не распространяются.
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о том, что договор от 15.09.2008 N 426-2008 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в а/п Барнаул является внешнеторговой деятельностью, поскольку в его рамках осуществляется внешняя торговля услугами, суд кассационной инстанции находит необоснованными.
Из информационного письма Центрального Банка РФ от 06.03.2006 N 34 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка Росси по вопросам валютного контроля" следует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли, в частности, товарами. При этом в соответствии с пунктами 7 и 28 статьи 2 Федерального закона N 164-ФЗ под внешней торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, то есть вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
Вместе с тем, Таможенным кодексом Российской Федерации (статьей 264) установлен специальный таможенный режим - "перемещение припасов", при котором товары, предназначенные, в частности, для использования на воздушных судах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Учитывая изложенное, при вывозе авиаГСМ с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов", а не в таможенном режиме "экспорт", что имеет место по настоящему делу, оформление паспорта сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом по заправке воздушных судов не требуется.
Исходя из фактических обстоятельств дела и разъяснений Центрального банка Российской Федерации по валютным операциям, связанным с уплатой нерезидентам аэропортовых, аэронавигационных и прочих сборов с воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является правомерным.
Суд кассационной инстанции считает, что правовую позицию суда апелляционной инстанции нельзя признать законной, она основана на ошибочном толковании и применении норм материального права.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 15.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13114/2009 отменить, оставить в силе решение от 15.10.2009 Арбитражного суда Алтайского края по данному арбитражному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2010 г. по делу N А03-13114/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании