Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июля 2006 г. N Ф04-4374/2006(24447-А27-22)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области (далее - МРИ ФНС N 2 по Кемеровской области) обратилась 02.03.2006 в Арбитражный суд Кемеровской области на основании статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве 2002 года) с заявлением о признании отсутствующего должника - закрытого акционерного общества "Сален-Н" (далее - ЗАО "Сален-Н"), несостоятельным (банкротом) в связи с просроченной более 3-х месяцев задолженностью по уплате обязательных платежей в бюджет на общую сумму 7 103 700 рублей 80 копеек.
Определением от 06.03.2006 (судья Д.), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.2006 (судьи С., К., М.), арбитражный суд первой инстанции возвратил заявление уполномоченного органа на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с наличием признаков недействующего юридического лица, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), суд пришел к выводу о возможности исключения ЗАО "Сален-Н" из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.
МРИ ФНС N 2 по Кемеровской области обратилась с кассационной жалобой, доводы которой поддержаны представителями в судебном заседании, просит определение отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, наличие у ЗАО "Сален-Н" просроченной свыше трех месяцев задолженности по состоянию на 25.02.2006 по уплате обязательных платежей в общей сумме 7 103 700 рублей 80 копеек не позволяет регистрирующему (налоговому) органу принять решение об исключении данного лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Основанием к отмене определения арбитражного суда считает неприменение судом положений статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, ошибочное применение статьи 21.1 Закона о регистрации, а также нарушение пункта 6 части 1 статьи 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Считает, что положения статей 40, 41 Федерального закона о банкротстве 2002 года при обращении в арбитражный суд налоговым органом были соблюдены.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона о банкротстве 2002 года и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию (пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
После принятия Закона о банкротстве 2002 года в действующее законодательство были внесены изменения, предусматривающие исключение из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.
Как следует из материалов дела, заявление налогового органа о признании ЗАО "Сален-Н" банкротом поступило в арбитражный суд 02.03.2006, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из Единого государственного реестра недействующих юридических лиц.
В заявлении о признании ЗАО "Сален-Н" несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет по состоянию на 25.02.2006 в общей сумме 7 103 700 рублей 80 копеек, включая 1 902 744 рубля 32 копейки - основные платежи, 5 106 046 рублей 71 копейку - пени. Принятые меры по взысканию суммы недоимки в порядке статей 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации результата не дали.
С 01.01.2001 года бухгалтерская и налоговая отчетность акционерным обществом не представляется, коммерческая деятельность не осуществляется, установить местонахождение предприятия, а также места пребывания органа юридического лица не представляется возможным, сведения об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях отсутствуют. Операции по банковским счетам последние 12 месяцев не ведутся.
С учетом указанных обстоятельств, арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в отношении ЗАО "Сален-Н" имеются установленные статьей 21.1 Закона о регистрации признаки недействующего юридического лица и, приняв во внимание рекомендацию, изложенную в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100, возвратил заявление МРИ ФНС N 2 по Кемеровской области со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обоснованного определения суда о возвращении заявления.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права судебными инстанциями применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Одной из основных целей Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является обеспечение прав реальных или потенциальных кредиторов путем создания условий для справедливого удовлетворения их экономических и юридических интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2001 по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Длительное непринятие мер (с 2001 года) МРИ ФНС N 2 по Кемеровской области о признании ЗАО "Сален-Н" банкротом как отсутствующего должника и увеличение в связи с эти задолженности по обязательным платежам за счет начисления пеней, не является обстоятельством для отмены законного определения арбитражного суда о возвращении заявления налогового органа при том, что действующее законодательство установило иной, упрощенный порядок ликвидации недействующих юридических лиц.
В данном случае признание отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) могло повлечь дополнительные расходы средств бюджета по осуществлению процедур банкротства, но не погашение задолженности по обязательным платежам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение от 06.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6898/2006-4в оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. N Ф04-4374/2006(24447-А27-22)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании