Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 августа 2006 г. N Ф04-5201/2006(25425-А67-19)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Томской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фиалка" (далее - ООО "Фиалка") о взыскании штрафа в сумме 10569 руб., примененного в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление декларации по сбору за право торговли за 2 квартал 2003 года.
Решением от 04.05.2006 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение о взыскании с ООО "Фиалка" налоговых санкций в сумме 10 569 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Фиалка", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый инспекцией судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 19.09.2005 N 243 о привлечении ООО "Фиалка" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10569 руб., примененного в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в налоговый орган налоговой декларации по сбору за право торговли за 2 квартал 2003 года.
В связи с неисполнением ООО "Фиалка" требования N 475 от 20.09.2005 об уплате упомянутого штрафа инспекция обратилась в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу пункта 2 этой же статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Следовательно, в отличие от налога, который является индивидуально- безвозмездным платежом, сбор характеризуется обусловленностью публично-правовых услуг и взимается только с тех субъектов, которые вступают в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения данных услуг.
Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у лица объекта налогообложения.
Пунктом 2.1 Положения о местном налоге "Сбор за право торговли", утвержденного решением Муниципального Совета Молчановского района от 27.12.2002 N 98 (далее - Положение), установлено, что плательщиками сбора являются: юридические лица; юридические лица, зарегистрированные за пределами с. Молчанове, осуществляющие деятельность на территории района, в том числе через обособленные подразделения; физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, в том числе состоящие на налоговом учете за пределами Молчановского района.
В соответствии с пунктом 3.1 данного Положения объектом взимания сборов является предоставление права торговли на территории района.
Согласно пункту 7.2 Положения сбор уплачивается путем приобретения на каждую торговую точку разового талона для нестационарной торговой сети или временного патента для стационарной торговой сети и оптовой торговли. Выдача временного патента за право торговли производится на срок не менее одного месяца и не более 1 года. Разовые талоны могут реализовываться на любое число дней торговли.
Для оптовой торговли, розничной торговли ГСМ и медикаментами временный патент выдается на срок не более 3 месяцев.
Пунктом 7.3 Положения предусмотрено, что реализация разового талона производится через администрации территориальных округов. Временный патент выдается специалистом по торговле и ЗПП администрации Молчановского района при представлении плательщиком сбора документа об уплате сбора в местный бюджет.
Таким образом, приобретение патента дает плательщику сбора право на совершение в отношении себя юридически значимых действий - право торговли.
Последствием неуплаты этого обязательного платежа в местный бюджет в силу статьи 9 Положения является невозможность осуществлять торговлю на территории района, а не принудительное изъятие денежных средств в виде налоговой недоимки.
Наличие в Положении всех элементов налогообложения, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о налоговом характере сбора за право торговли, а обусловлено необходимостью обеспечения плательщику возможности заранее рассчитать размер подлежащих уплате сумм.
Поскольку сбор за право торговли, установленный решением Муниципального Совета Молчановского района от 27.12.2002 N 98, полностью соответствует понятию сбора, закрепленному в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным привлечение ООО "Фиалка" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10569 руб., примененного в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 04.05.2006 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2585/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. N Ф04-5201/2006(25425-А67-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании