Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 августа 2006 г. N Ф04-5451/2006(25806-А45-12)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузнецкпогрузтранс" (далее ОАО "Кузнецкпогрузтранс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "Российские железные дороги") о восстановлении записи на лицевом счете истца в технологическом центре по обработке перевозочных документов Кузбасской железной дороги (далее - Кузбасский ТехПД) в сумме 606860 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в нарушение статей 39, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при списании с лицевого счета истца 498060 руб. 30 коп. платы за пользование вагонами и 108800 руб. штрафа не учел предусмотренное договором N 6/58 от 31.12.99 технологическое неоплачиваемое время и незаконно списал указанные суммы в безакцептном порядке.
Решением суда первой инстанции от 28.04.2006 иск удовлетворен в полном объеме. При удовлетворении иска, суд, руководствуясь нормами статей 39, 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, исходил из того, что задержка вагонов ОАО "Кузнецкпогрузтранс" произошла по причинам, не зависящим от него, вследствие чего у ответчика отсутствовали основания для взыскания штрафа с истца.
Кроме того, суд посчитал, что поскольку истец, являясь владельцем железнодорожного пути необщего пользования, выступает в качестве грузоотправителя, то ОАО "Российские железные дороги" необоснованно не включило во время простоя вагонов установленное договором технологическое время.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось Обжалуя решение суда, ОАО "Российские железные дороги" просит в кассационной жалобе его отменить, в иске отказать. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены упомянутые нормы материального права и не учтено, что ни действующим законодательством, ни условиями договора N 6/58 не предусмотрено предоставление неоплачиваемого технологического времени на вагоны, поступающие в адрес самого владельца подъездного пути, а также освобождение истца от платы за пользование вагонами. Неправильным является вывод суда об отсутствии у ответчика права на списание суммы штрафа со счета истца в безакцептном порядке, так как судом не приняты во внимание условия договора о порядке расчетов по перевозке грузов по России, заключенного между сторонами. Не соответствует доказательствам по делу вывод суда о доказанности истцом факта задержки вагонов по вине перевозчика.
Отзыв на кассационную жалобу истец не представил.
ОАО "Кузнецкпогрузтранс" о времени и месте слушания дела извещено, однако в судебное заседание не явилось, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители ОАО "Российские железные дороги" поддержали доводы кассационной жалобы, просили оспариваемые судебные акты отменить, в иске отказать.
Выслушав пояснения представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что между Западно-Сибирской железной дорогой и ОАО "Кузнецкпогрузтранс" (ветвевладельцем) заключен договор от 31.12.99 N 6/58 на временную эксплуатацию строящегося железнодорожного подъездного пути ОАО "Кузнецкпогрузтранс" при станции Курегеш Западно-Сибирской железной дороги.
Срок действия договора в соответствии с дополнительным соглашением от 01.10.2002 установлен на неопределенный срок и на момент спорных правоотношений договор является действующим.
Согласно названному договору сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом железной дороги на выставочные пути, дальнейшее их продвижение и расстановка по фронтам погрузки и выгрузки осуществляются локомотивом ветвевладельца, возвращаемые с пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом ветвевладельца на выставочные пути.
По условиям договора ветвевладелец производит подачу и уборку вагонов на фронты погрузки и выгрузки своим контрагентам: ОАО "Шахта "Есаульская", "ОАО "Шахта "Абашевская", ОАО "Шахта "Новокузнецкая".
Пунктом 8.1 договора в редакции дополнительного соглашения предусмотрено, что из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время, связанное с подачей к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом ветвевладелыда, в размере 1,93 часа на вагон.
Полагая, что действия Западно-Сибирской железной дороги по списанию денежных средств с лицевого счета в Кузбасском ТехПД являются неправомерными, истец предъявил настоящий иск.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда об удовлетворении исковых требований ОАО "Кузнецкпогрузтранс" подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает платность использования принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров, в том числе за время их нахождения у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования (статья 39).
В силу части 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
Таким образом, по смыслу закона неоплачиваемое технологическое время предоставляется лишь в том случае, когда владелец железнодорожного пути необщего пользования оказывает услуги по подаче или уборке вагонов грузополучателю или грузоотправителю.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования, когда он получает вагоны и контейнеры в свой адрес или, участвуя в договоре перевозки, отправляет их от своего имени, исходя из положений статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, выступает в отношениях с перевозчиком непосредственно в качестве грузополучателя или грузоотправителя.
Использование в этом случае своего локомотива осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования исключительно для собственных нужд как грузополучателя, грузоотправителя.
При таких обстоятельствах факта оказания услуг по подаче или уборке вагонов грузополучателю или грузоотправителю не имеется.
Поэтому обязанность ОАО "Кузнецкпогрузтранс" как грузополучателя и грузоотправителя по внесению платы за пользование принадлежащими перевозчику вагонами вытекает из положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Не соответствует обстоятельствам спора и материалам дела вывод суда об отсутствии вины ОАО "Кузнецкпогрузтранс" в простое вагонов.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и других юридических лиц, удостоверяются актами общей формы.
Согласно пункту 3.2 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерство путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, акты общей формы составляет перевозчик.
Однако материалы дела не содержат акты общей формы, составленные перевозчиком в подтверждение его вины в просрочке уборки вагонов.
Поскольку между сторонами заключен договор от 01.01.2004 N 71 о порядке расчетов по перевозке грузов по России, в соответствии с пунктом 2.5 которого ОАО "Российские железные дороги" вправе осуществлять списание с лицевого счета ОАО "Кузнецпогрузтранс" причитающиеся железной дороге платежи, в том числе штрафы, установленные Уставом, то ответчик правомерно произвел безакцептное списание платежей за пользование вагонов и штрафа.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ОАО "Кузнецкпогрузтранс" в иске.
Расходы на уплату государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановление:
Решение от 28.04.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-20007/05-15/164 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ОАО "Кузнецкпогрузтранс" в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Новосибирской области выдать взыскателю исполнительный лист и решить вопрос о повороте исполнения отмененного судебного акта.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2006 г. N Ф04-5451/2006(25806-А45-12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании