Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 августа 2006 г. N Ф04-4889/2006(25092-А27-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Шахта Полысаевская" (далее - ОАО "Шахта Полысаевская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в не списании реструктуризированных пеней и штрафов в размере 2 460 847,62 руб.
Заявленные требования мотивированы соблюдением Обществом условий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.
Решением от 08.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области признано незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в не списании реструктуризированных пеней и штрафов в размере 2 460 847,62 руб. при выполнении условий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 как противоречащие Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд обязал налоговый орган восстановить нарушенные права налогоплательщика, путем восстановления на карточке лицевого счета ранее числившуюся переплату, которая неправомерно зачтена в счет уплаты реструктуризированных пеней и штрафов в размере 2 036 070,62 руб.; осуществить списание задолженности по реструктуризированным пеням и штрафам в размере 2 460 847, 62 руб. в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы при погашении реструктуризируемой задолженности в течение 4-лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в течение 4-х лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам. Указывает, что у налогового органа отсутствуют основания дл списания суммы пени по налогу на добавленную стоимость большей, чем сумма оставшейся задолженности, подлежащей списанию (с учетом добровольно оплаченной).
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Шахта Полысаевская" обратилось в налоговый орган с заявлением о списании реструктуризированных пеней и штрафов в связи с досрочным исполнением графиков реструктуризации по налогам и сборам.
Налоговый орган вынес решения от 10.08.2005 N 173, от 11.08.2005 N 175, которыми произвел списание сумм реструктуризированных пеней и штрафов в общем размере 97 956 556,56 руб.
Указанным решением сумма реструктуризированных пеней и штрафов в размере 2 460 847, 62 руб. недосписана.
Налогоплательщик получил право на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам в размере 100 418,20 тыс. руб. на основании решения о реструктуризации от 31.08.2001 N 4 с учетом внесенных впоследствии изменений. В связи с досрочным изменением предприятием графика платежей налоговый орган вынес решения от 10.08.2005 N 173 и от 11.08.2005 N 175 о списании задолженности по начисленным пеням и штрафам в размере 97 956,5 тыс. руб.
Полагая бездействия налогового органа, выразившееся в не списании суммы реструктурированных пеней и штрафов, незаконными, налогоплательщик обратился в суд за защитой нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая бездействия налогового органа недействительными, суд первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что действия налогового органа по самостоятельному зачету суммы 2 036 070,62 руб. в счет уплаты задолженности по реструктуризированным пеням и штрафам, приведшие к не списанию данной суммы, являются неправомерными.
Суд указывает, что налоговый орган должен был произвести полное списание реструктуризированных пеней по налогу на добавленную стоимость в соответствии с графиками реструктуризации и решением о реструктуризации, так как данные сумм не были налогоплательщиком уплачены и числились как реструктуризированная задолженность на дату списания. Списанию подлежали пени, которые числились за налогоплательщиком на 01.01.2001.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным видам налога, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
В силу пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Таким образом, налоговый орган вправе направить суммы излишне уплаченного налога на уплату пени только в случае волеизъявления на это налогоплательщика.
Правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.
Учитывая, что согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, то реструктуризированная задолженность не может быть признана недоимкой, а также реструктуризированные пени и штрафы не относятся к определению недоимки.
Следовательно, как правильно указал арбитражный суд, действия налогового органа по самостоятельному зачету суммы 2 036 070, 62 руб. в счет уплаты задолженности по реструктуризированным пеням и штрафам, приведшие к не списанию данной суммы, являются неправомерными.
Суд кассационной инстанции поддерживает позицию арбитражного суда в части признания несостоятельными доводы налогового органа об отсутствии оснований для списания суммы пеней по налогу на добавленную стоимость в размере большем, чем сумма оставшейся задолженности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации).
Согласно пункту 4 указанного Порядка реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
При этом пунктом 5 данного Порядка реструктуризации предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, а также установлены порядок и условия списания долга по пеням и штрафам при погашении налогоплательщиком реструктуризируемой задолженности в течение двух и четырех лет.
Исходя из буквального толкования указанных норм права следует, что налоговым органом должно быть произведено списание суммы задолженности по реструктуризированным пеням и штрафам, которые не уплачены налогоплательщиком на дату досрочного исполнения решения по реструктуризации в части платежей по налогам и сборам.
Судом установлено, что у Общества числилась на карточке лицевого счета задолженность как по реструктуризации, так и по текущим платежам. Налоговым органом произведен зачет переплаты в счет числящейся задолженности по реструктуризации.
Таким образом, с учетом положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен был произвести полное списание реструктуризированных пеней по налогу на добавленную стоимость в соответствии с графиками реструктуризации и решением о реструктуризации, так как данные суммы не были налогоплательщиком уплачены и числились как реструктуризированная задолженность на дату списания.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к правильному выводу о незаконном бездействии налогового органа по списанию задолженности по пеням в сумме 424 777 руб.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, оставленным без изменения определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС 02-232, названное Постановление Правительства Российской Федерации признано незаконным (недействительным).
Указанные платежи в соответствии с пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" плата за загрязнение окружающей среды отнесена к платежам неналогового характер.
Правомерен вывод суда о том, что списанию подлежали пени, которые числились за налогоплательщиком на 01.01.2001 года и как следствие, бездействие налогового органа, выразившихся в не списании задолженности по пеням в сумме 424 777 руб. является неправомерным.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к правильному выводу и отклонил ссылку налогового органа о том, что в соответствии с разъяснениями Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 27.12.2004 года плата за негативное воздействие на окружающую среду списанию не подлежит.
Доводы кассационной жалобы в целом воспроизводят изложенное в апелляционной жалобе и направлены на переоценку доказательств, которые судом апелляционной инстанции исследовались и были надлежащим образом оценены.
Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 08.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-40649/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 августа 2006 г. N Ф04-4889/2006(25092-А27-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании