Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 сентября 2006 г. N Ф04-5261/2006(25559-А45-25)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным письма Филиала N 2 государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Новосибирское отделение ФСС РФ) от 15.08.2005 N 04-08/02/1816 и обязании Фонда принять решение о частичном финансировании в 2005 году предупредительных мер ОАО "РЖД" по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет взносов в ФСС РФ.
Решением арбитражного суда от 20.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2006, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Новосибирское отделение ФСС РФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Жалоба мотивирована ссылкой на то, что с заявлением о частичном финансировании в 2005 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний обратился Административно-хозяйственный центр - структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД", Административный центр), который не являлся плательщиком страховых взносов в ФСС РФ в 2004 году и не наделен в соответствии с Положением правом обращаться от своего имени с таким заявлением. Также указывает, что АХЦ ЗСЖД документально не подтверждены понесенные расходы по заявленным им мероприятиям в 2005 году. Кроме того, отмечает, что бюджет по исполнению Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" использован в 2005 году, его положения на 2006 год не распространяются.
ОАО "РЖД" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 29.07.2005 в Филиал N 2 Новосибирского отделения ФСС РФ обратился АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД" с заявлением о выдаче разрешения на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых в 2005 году страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно плану финансирования в размере 948 972,2 руб. К заявлению приложены планы предупредительных мер и финансирования в 2005 году, экспертное заключение, договор на проведение аттестации рабочих мест.
Письмом Новосибирского отделения ФСС РФ от 15.08.2005 N 04-08/02/1816 заявителю в выдаче разрешения отказано. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД" в 2004 году в нарушение статьи 15 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" начисление и перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве не делал.
Не согласившись с отказом Фонда в выдаче запрашиваемого разрешения, изложенным в письме от 15.08.2005 N 04-08/02/1816, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обеих инстанций, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заявление подано от имени ОАО "РЖД" структурным подразделением ЗСЖД филиала ОАО "РЖД" в соответствии с функциями, возложенными на данное структурное подразделение, тогда как непосредственно заявителем является ОАО "РЖД", которое в свою очередь является и страхователем, перечислявшим страховые взносы на обязательное страхование, в том числе и в 2004 году в части взносов по месту нахождения АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД", а именно в филиал N 2 Новосибирского отделения ФСС РФ.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, считает их законными и обоснованными, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования, и предусматривает в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В силу статьи 3 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 данного Закона страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за не обеспечение безопасных условий труда.
На основании статьи 15 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон от 29.12.2004 N 202- ФЗ) финансирование в 2005 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия частичного финансирования мер по сокращению производственного травматизма в 2005 году определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.06.2005 N 360 (далее - Правила). Согласно пункту 3 указанных Правил, частичное финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, перечисляемых в установленном порядке страхователем в Фонд в 2005 году.
Размер средств, направляемых страхователем на частичное финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, перечисленных этим страхователем в Фонд за 2004 год, за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у этого страхователя в 2000-2004 годах.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил заявления страхователей о частичном финансировании предупредительных мер принимаются Фондом до 01.08.2005 года. К заявлению прилагается план проведения страхователем предупредительных мер на 2005 год, документы, обосновывающие необходимость финансирования этих мер, и план их финансирования. Решение о частичном финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в частичном финансировании принимается Фондом в 15-дневный срок со дня подачи страхователем соответствующего заявления. Фонд вправе принять решение об отказе в частичном финансировании предупредительных мер, если у страхователя имеется задолженность по уплате страховых взносов за 2004 год или если представленные им документы содержат недостоверную информацию.
С учетом изложенных норм, судом сделан правильный вывод о том, что страхователем в данном случае является юридическое лицо - ОАО "РЖД".
Вместе с тем суд правомерно учел, что в соответствии со статьей 6 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, расчетным счетом и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны осуществить регистрацию в исполнительных органах ФСС РФ по месту нахождения таких обособленных подразделений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение указанных требований ОАО "РЖД" было зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 2 Новосибирского отделения ФСС РФ по месту нахождения обособленного подразделения - Западно-Сибирская железной дороги - филиала ОАО "РЖД", начисляло и перечисляло взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников Управления ЗСЖД. В указанный период расчет заработной платы работников Управления ЗСЖД осуществлялся Хозяйственным отделом, находящимся в составе Управления ЗСЖД (пункт 10 Приказа ОАО "РЖД" от 28.09.2003 N 8п).
Впоследствии на основании Приказа ОАО "РЖД" от 18.10.2004 N 202 и Приказа начальника ЗСЖД - филиала ОАО "РЖД" от 10.11.2004 N 135н на базе Хозяйственного отдела Управления ЗСЖД был создан Административно-хозяйственный центр - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Согласно Положению об АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД" данный Административный центр не имеет статуса юридического лица, и он осуществляет деятельность от имени ОАО "РЖД" по доверенности; ему переданы распорядительно- организационные функции по организации безопасности труда, заключению трудовых договоров, ведению бухгалтерского учета и отчетности и другие функции в части организации деятельности ЗСЖД филиала ОАО "РЖД", в том числе и в части его структурных подразделений. Также, во исполнение норм Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ОАО "РЖД" было зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 2 Новосибирского отделения ФСС РФ по месту нахождения обособленного подразделения - АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД".
Таким образом, установив указанные обстоятельства по данному делу, суд пришел к обоснованному выводу, что фактически до образования Административного центра полномочиями по исполнению обязанностей ОАО "РЖД" как страхователя по обязательному социальному страхованию работников Управления ЗСЖД была наделена Западно-Сибирская железная дорога как филиал ОАО "РЖД". При создании АХЦ ЗСЖД ему были переданы полномочия по исполнению обязанностей ОАО "РЖД" как страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний тех же работников Управления ЗСЖД.
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующей организационно- распорядительной и бухгалтерской документацией, имеющейся в материалах дела (в том числе разделом III расчетной ведомости ЗСЖД (рег. N 7738014001/5402010522) за 2004 год, разделом III расчетной ведомости АХЦ ЗСЖД (рег. N 7738014001/5402012170) за 1 полугодие 2005 года).
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что вышеперечисленные требования, касающиеся частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, были соблюдены страхователем.
В оспариваемом письме Новосибирского отделения ФСС РФ от 15.08.2005 не содержится указаний на недостоверность информации и дефекты представленных документов. Каких либо специальных требований к планам предупредительных мероприятий и плану финансирования Законом не установлено. В свою очередь представленные Планы соответствуют утвержденным Постановлением Фонда от 27.03.2003 N 33 формам, содержат все установленные реквизиты.
Единственным основанием для отказа в выдаче разрешения явилось только отсутствие начисления и перечисления в 2004 году страховых взносов структурным подразделением - АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД". Правомерность исчисления суммы финансирования и порядок проведения предупредительных мероприятий Фондом не проверялся.
В кассационной жалобе Фонд настаивает на правомерности своей позиции.
Вместе с тем, в силу изложенных норм права и установленных фактических обстоятельств дела, выводы Фонда являются ошибочными, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречащими материалам дела.
Как уже указывалось выше, страхователем в рассматриваемом случае в силу положений Закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ является юридическое лицо - ОАО "РЖД", тогда как Административный центр самостоятельным плательщиком страховых взносов не выступает и выступать не может, поскольку не имеет статус юридического лица. В 2004 году ОАО "РЖД" уплачивало страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве в лице Западно-Сибирской железной дороги в части сотрудников Управления ЗСЖД - филиала ОАО "РЖД", и именно ОАО "РЖД" обратилось с заявлением на разрешение направления части сумм указанных страховых взносов на частичное финансирование мер по сокращению производственного травматизма также в части указанных сотрудников.
В свою очередь лицом, подписавшим указанное заявление, являлся начальник АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД" П., действовавший на основании доверенности от 24.11.2004 N НЮ-16/3 5 8, согласно которой он, как начальник Административного центра, уполномочен представлять интересы ОАО "РЖД" в рамках полномочий, предусмотренных Положением о структурном подразделении во всех организациях Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "РЖД" имеет право на частичное финансирование в 2005 году предупредительных мер ОАО "РЖД" как страхователя, стоящего на учете по месту нахождения АХЦ ЗСЖД филиала ОАО "РЖД", по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет взносов в ФСС РФ, в связи с чем правомерно признал недействительным письмо Филиала N 2 Новосибирского отделения ФСС РФ от 15.08.2005 N 04-08/02/1816.
Принимая во внимание изложенное, доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.03.2006 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление апелляционной инстанции от 22.05.2006 по делу N А45-28818/05-52/255 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2006 г. N Ф04-5261/2006(25559-А45-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании