Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 августа 2006 г. N Ф04-5168/2006(25402-А27-24)
(извлечение)
Федеральная налоговая служба России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об установлении требований по обязательным платежам в размере 1 293 рублей 37 копеек пени, 100 рублей штрафа и включении их в третью очередь реестра требований кредиторов должника - муниципального предприятия "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МП "УЗЖКХ").
В правовое обоснование заявленных требований ссылается на статьи 11, 16, 34, 71, 134, 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением от 06.04.2006 требования уполномоченного органа по штрафу в сумме 100 рублей включены в третью очередь реестра требований кредиторов МП "УЗЖКХ" и учтены в реестре требований кредиторов отдельно после требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа по основной задолженности.
В установлении требований по пене в размере 1 293 рубля 37 копеек отказано.
Судебный акт мотивирован пропуском уполномоченным органом трехмесячного срока направления требования об уплате налога и пеней, предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого определения не проверялись.
С определением от 06.04.2006 не согласен уполномоченный орган, в кассационной жалобе просит его отменить в части отказа во включении в третью очередь реестра требований кредиторов МП "УЗЖКХ" в сумме 1 293 рубля 37 копеек задолженности по пене, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что арбитражным судом неправильно истолкованы нормы закона.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не принята во внимание статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует направление налогоплательщику требования об уплате налога и сбора только при наличии у него недоимки, то есть требование в обязательном порядке должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу и размере пеней, начисленных на момент направления требования. Налоговый орган, направляя налогоплательщику требование об уплате задолженности только по пене, нарушил бы налоговое законодательство Российской Федерации.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого определения, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Решением от 07.12.2005 ликвидируемый должник - МП "УЗЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением от 07.12.2005 конкурсным управляющим утвержден К.
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в "Российской газете" 04.02.2006.
В соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Согласно абзацу 2 статьи 4 Закона состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 2 части 1 статьи 4 Закона о банкротстве
Суд первой инстанции, признавая требования обоснованным в части штрафа, а именно: в размере 100 рублей, указал, что данная задолженность подтверждена представленными в материалы дела документами.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках, причем решение о взыскании принимается налоговым органом не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Суд в рамках проверки обоснованности заявленных требований и представленных должником возражений правильно рассмотрел вопрос о соблюдении уполномоченным органом установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков обращения в суд с таким требованием, имея в виду, что этот срок является пресекательным.
Исходя из положений вышеназванных норм материального права, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что уполномоченным органом на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации утрачено право на принудительное взыскание задолженности, к которому может быть отнесено заявление об установлении требований в рамках дела о банкротстве.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в установлении требований уполномоченного органа по пене в сумме 1 293 рубля 37 копеек.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к мнению, что при принятии определения арбитражный суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 06.04.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26569/05-4 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2006 г. N Ф04-5168/2006(25402-А27-24)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании