Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2006 г. N Ф04-2916/2005(27462-А70-31)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Юргарайгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Тюменской области (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тюменской области, далее - Инспекция) от 19.02.2004 N 05-52/107 ДСП.
Решением арбитражного суда от 25.10.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2005 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 решение от 25.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда. При этом кассационная инстанция указала на то, что судом не дана оценка: письму от 01.08.2002 N 896 ОАО "Тюменьмежрайгаз", в котором последний сообщает ООО "Газинвест", что перечисленные денежные средства в сумме 253 000 руб., в т.ч. 20 процентов НДС, перечислены по обязательствам ОАО "Юргарайгаз", актам проведения разового зачета ОАО "Тюменьмежрайгаз", ООО "Газинвест", ОАО "Юргарайгаз", из которых видно, что ОАО "Юргарайгаз" погашало задолженность ОАО "Тюменьмежрайгаз" по бюджетным ассигнованиям на сжиженный газ, в том числе и НДС.
При новом рассмотрении решением арбитражного суда от 06.05.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом сделан вывод о том, что по смыслу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, у Общества не возникло условий для применения вычета по НДС.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что судебные акты вынесены с нарушением норма материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают единообразие толкования норм права, просит отменить решение суда и постановлении апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, заявленных Обществом.
По мнению заявителя жалобы, использование полученных сумм компенсаций убытков на приобретение Обществом газа у поставщиков с НДС не может служить основанием для вывода суда о выделении Обществу компенсации на уплату НДС поставщикам газа, в силу целевого характера (на возмещение убытков) выделяемых субсидий.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Инспекцией не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Инспекции, опровергая доводы кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Юргарайгаз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 Инспекцией было вынесено решение от 19.02.2004 N 05-52/107 ДСП, оставленное без изменения решением Управления МНС России по Тюменской области, о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога в виде штрафа в размере 46 560 руб. Кроме того, указанным решением ОАО "Юргарайгаз" доначислен НДС в размере 232 799 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 97 951 руб.
В качестве основания для вынесение решения послужили, по мнению Инспекции, неуплата НДС в размере 232 799 руб. в результате включения Обществом в налоговую базу сумм дотаций, направляемых из бюджета Тюменской области на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, и соответственно заявления сумм НДС к возмещению из бюджета, что нашло отражение в акте выездной налоговой проверки от 28.01.2004 N 05-52/74 ДСП.
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, судебные инстанции приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы и при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, и перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что письмом от 01.08.2002 N 896 ОАО "Тюменьмежрайгаз" сообщает ООО "Газинвест" о том, что перечисленные денежные средства в сумме 253 000 руб., в т.ч. 20 процентов НДС перечислены по обязательствам ОАО "Юргарайгаз".
Из актов проведения разового зачета между ОАО "Тюменьмежрайгаз", ООО "Газинвест" и ОАО "Юргарайгаз" видно, что ОАО "Юргарайгаз" погашало задолженность ОАО "Тюменьмежрайгаз" по бюджетным ассигнованиям на сжиженный газ, в том числе и НДС.
Суды обеих инстанций, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, принимая во внимание то обстоятельство, что расходы Общества на приобретение сжиженного газа для последующей перепродажи нужд населения были погашены за счет средств бюджетного финансирования с включением и выделением в этих средствах НДС, обоснованно сделали вывод о том, что у заявителя не возникло условий для применения вычета по смыслу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, так как НДС был уплачен за счет средств бюджетного финансирования в составе общей суммы финансирования.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по делу, оснований к чему кассационная инстанция не имеет.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4500/16-2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории РФ в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, и перепродажи.
Налогоплательщик привлечен к ответственности за неуплату НДС. Основанием для этого послужило включение в налоговую базу сумм дотаций, направляемых из бюджета на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, и соответственно заявления сумм НДС к возмещению из бюджета.
При этом налогоплательщик полагает, что использование полученных сумм компенсаций убытков на приобретение товара у поставщиков с НДС не может служить основанием для вывода о выделении налогоплательщику компенсации на уплату НДС поставщикам товара, в силу целевого характера (на возмещение убытков) выделяемых субсидий.
Суды первой и апелляционной инстанции признали позицию налогового органа правомерной.
Рассматривая дело по кассационной жалобе налогоплательщика, суд указал следующее. При реализации товаров с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Также материалами дела подтверждается, что налогоплательщик погашал задолженность перед поставщиком по бюджетным ассигнованиям на товар, в том числе и НДС.
Таким образом, в данной ситуации расходы налогоплательщика на приобретение товара для последующей перепродажи нужд населения были погашены за счет средств бюджетного финансирования с включением и выделением в этих средствах НДС.
Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик неправомерно применил вычет по НДС, поскольку данный налог был уплачен за счет средств бюджетного финансирования в составе общей суммы финансирования.
Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы налогоплательщика, судебные акты нижестоящих инстанций оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. N Ф04-2916/2005(27462-А70-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании