Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2006 г. N Ф04-5972/2006(26393-А03-40)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (далее Инспекция) о признании недействительным требования от 16.05.2005 N 20854 об уплате налога (пени).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2006, требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
Судом и материалами дела установлено следующее.
В связи с наличием у налогоплательщика задолженности Инспекция направила в адрес Предприятия требование от 16.05.2005 N 20854 об уплате налогов в общем размере 619 121,07 руб. и пени в сумме 2 082 132,07 руб. в срок до 25.05.2005.
Предприятие, не согласившись с указанным ненормативным актом Инспекции, оспорило ею в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований (ля отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно абзацам третьему и четвертому пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственною внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Порядок направления требований (в том числе, сроки) регулируется положениями статей 69-71 НК РФ, в соответствии с которыми требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ; требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налоговой) органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Статьями 46 и 47 НК РФ предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика В соответствии с частью 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, усыновленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ (часть 7 статьи 46 НК РФ) В соответствии с частью 9 статьи 46, частью 7 статьи 47 НК РФ, положения настоящих статей применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Кассационная инстанция считает обоснованным довод Инспекции, что нарушение незаконным указанного требования, поскольку НК РФ прямо не предусматривает данного последствия.
В то же время кассационная инстанция отклоняет довод жалобы, что в данном случае направленное с нарушением сроков требование не может быть признано недействительным, поскольку Инспекция не применяла положения статей 46, 47 НК РФ Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, а точнее - первым этапом взыскания задолженности в принудительном порядке, что согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2005 N 13592/04.
Материалами дела подтверждается, что суммы недоимки по налогам, которые должны быть взысканы с Общества оспариваемым требованием, были образованы по причине снятия Предприятия с реструктуризации решением от 30.06 2004 (л д. 48).
Отсутствие в НК РФ норм, прямо регламентирующих порядок (в том числе, сроки) взыскания задолженности, оставшейся после прекращения действия решения о реструктуризации, не означает, что общие сроки, установленные статьями 46-48, 70 НК РФ не подлежат применению с учетом конкретных обстоятельств дела.
Даже принимая во внимание указанные выше доводы Инспекции, кассационная инстанция соглашается с выводом суда первой и апелляционной инстанций, что с учетом положений статей 46, 47, 48, 69, 70 НК РФ требование от 16.05.2005 N 20854 вынесено за пределами всех сроков принудительного взыскания задолженности, что является основанием для признания его недействительным.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12285/05-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2006 г. N Ф04-5972/2006(26393-А03-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании