Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2006 г. N Ф04-6866/2006(28032-А81-15)(27537-А81-15)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Надымгазпром" (далее - ООО "Надымгазпром") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 г. Москва, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган) о признании частично незаконным решения от 08.04.2005 N 274 о привлечении к налоговой ответственности в отношении исчисления транспортного налога по автомобилям УАЗ 3909, УАЗ 2206.
Решением от 24.01.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 г. Москва и инспекция Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа просят отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Считают, что оспариваемое решение в части доначисления транспортного налога за 2004 год, начисления пени, а также применения налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату транспортного налога за 2004 год по транспортным средствам марки УАЗ-2206, УАЗ - 3909 законно и обоснованно. Просят дело направить на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационные жалобы от ООО "Надымгазпром" в суд не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 25.01.2005 ООО "Надымгазпром" по месту нахождения филиала "Пангодыгазремстрой" в налоговый орган была представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2004 год.
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом принято решение от 08.04.2005 N 274 о привлечении ООО "Надымгазпром" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Данным решением налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2004 год по автомобилям УАЗ 3909 и УАЗ 2206.
Основанием для доначисления транспортного налога послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком к указанным транспортным средствам ставки в размере 5 руб. с каждой лошадиной силы. По мнению налогового органа по автомобилям УАЗ 3909 следовало применять ставку 20 руб. с каждой лошадиной силы, а по автомобилю УАЗ 2206 - 10 руб. с каждой лошадиной силы.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Надымгазпром" оспорило его в судебном порядке.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что налоговым органом не доказана противоправность действий налогоплательщика при исчислении и уплате транспортного налога в спорный период в части определения типа транспортного средства, так как ООО "Надымгазпром" руководствовалось сведениями о типе транспортного средства, которое содержалось в паспортах транспортных средств и других регистрационных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя судебные акты без изменения, исходит из того, что в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен принятым законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональным законом определяются конкретные ставки налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты и форма отчетности.
Кроме того, субъект Российской Федерации вправе предусмотреть льготы по уплате этого налога и основания для их применения.
Плательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Порядок определения налоговой базы в отношении транспортного средства установлен статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с положениями статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования.
Судом установлено, что транспортный налог на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлен и введен в действие Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.11.2002 N 61-ЗАО "О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", который предусматривает ставки транспортного налога в зависимости от типа транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).
Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Согласно постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.
Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
Судом установлено на основании представленных в материалы дела паспортов транспортных средств (ПТС), что в ПТС серии 89 ЕЕ 000186, выданном 16.02.1999 на автомобиль УАЗ 3909 регистрационный знак С902АМ89, в строке "3.Наименование (тип ТС)" значится специальный; в ПТС серии 73 КС 438528, выданном 29.03.2004 на автомобиль УАЗ 22069-04 регистрационный знак Х141КТ89, в строке "3 .Наименование (тип ТС)" значится спец.пассажирское.
Следовательно, тип транспортного средства может подразделяться не только на легковые, грузовые автомобили, автобусы, но также на специальный, специальный пассажирское и т.д.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, в подтверждение своих доводов лица, участвующие в деле, правомочны представлять в качестве доказательств обстоятельств, имеющих значение для дела, основанные на нормах права и достоверных фактах заключения правомочных организаций, в том числе и организаций, наделенных полномочиями по сертификации транспортных средств и по определению типа транспортных средств.
В материалах дела имеется ответ Управления государственного автодорожного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28.04.2005 N 124 (л.д.26 т.1), направленный по запросу ООО "Надымгазпром", согласно которому транспортные средства марки УАЗ 3309, УАЗ 22069 относятся к легковым автомобилям.
Также в материалах дела имеется информация по автомобилям семейства УАЗ завода изготовителя ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (л.д. 79 т.1), выданная по запросу налогового органа, согласно которой транспортное средство, обозначение которого начинается (применительно к настоящему спору) с 3909 должны быть отнесены к грузовым автомобилям, а с 2206 - должны быть отнесены к автобусам.
Иных доказательств, подтверждающих тип транспортного средства, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что на основании представленных в материалы дела паспортов транспортных средств невозможно отнести транспортные средства марки УАЗ 2206, УАЗ 3909 к конкретному виду транспортного средства, поскольку в ПТС тип транспортного средства указан как специальный и специальный пассажирский, без указания информации о том, что вышеуказанные автомобили относятся к легковым, автобусам или грузовым, кассационная инстанция, исходя из конкретных обстоятельств данного дела и представленных в материалы дела доказательств, учитывая пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, считает выводы суда о правильном применении ставки транспортного налога по названным транспортным средствам из расчета 5 руб. с каждой лошадиной силы как с легкового транспортного средства обоснованными.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационные жалобы не содержат, в силу чего удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.01.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 22.06.2006 по делу N А81-2968/05 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. N Ф04-6866/2006(28032-А81-15)(27537-А81-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании