Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 ноября 2006 г. N Ф04-7476/2006(28276-А75-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Автодор-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, г.Нефтеюганск, о возврате излишне уплаченных денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 23 772 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2006, налоговый орган обязали произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в размере 23 772 руб., перечисленных платежным поручением N 68 от 09.08.2005.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты, как принятые с нарушением норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Автодор-Сервис". Указывает, что из Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разделены между двумя ведомствами: Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. Контроль за правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В то же время пункт 2 статьи 25 указанного Закона взыскание недоимки по страховым взносам и пеней возлагается на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Автодор-Сервис" при перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть пенсии в платежном поручении N 68 от 09.08.2005 на сумму 23 772 руб. ошибочно указал код бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202030061000160 вместо КБК N 18210202020061000160, в результате чего указанная сумма была зачислена в бюджет Пенсионного фонда как фиксированный платеж.
В результате у ООО "Автодор-Сервис" образовалась задолженность в Пенсионный фонд по страховым взносам на накопительную часть пенсии в размере 23 772 руб. и переплата в этой же сумме по фиксированному платежу.
Налоговый орган письмом от 06.02.2006 отказала ООО "Автодор-Сервис" в возврате ошибочно перечисленной суммы страховых взносов, ссылаясь на то, что проведение зачете (возврата) излишне либо ошибочно, уплаченных сумм страховых взносов, производится на основании вступивших в законную силу судебных актов.
ООО "Автодор-Сервис" не согласившись с отказом налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "Автодор-Сервис" о возврате ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют обязанность для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения зачета.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета или возврата.
Следовательно, арбитражным судом сделан обоснованный вывод, что обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
При указанных обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Ссылка кассационной жалобы на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2006 N Ф04-4990/2006(252-А75-40) не принимаются кассационной инстанцией, поскольку указанное постановление вынесено по конкретному делу, с учетом конкретных обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемым отношениям.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2006 по делу N А75-2083/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2006 г. N Ф04-7476/2006(28276-А75-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании