Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 октября 2006 г. N Ф04-7012/2006(27710-А75-42)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Хлебопродукт" (далее - ООО "Хлебопродукт") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Когалыму (далее - налоговый орган) о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 40 000 руб.
Решением от 25.04.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов и порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с ошибочным перечислением денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации, ООО "Хлебопродукт" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных взносов, перечисленных по платежному поручению N 190 от 03.08.2005 в размере 40 000 руб.
Налоговый орган письмом от 11.10.2005 N 259 отказал в возврате страховых взносов, ввиду того, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Арбитражный суд удовлетворил требования общества о возврате денежных средств исходя из того, что администраторами поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является федеральная налоговая служба. Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Суд кассационной инстанции поддерживает данные выводы арбитражного суда по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона, N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ.
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
В соответствии с выше указанным приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ, администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Принимая решение по делу, арбитражный суд правомерно руководствовался нормами Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Материалами дела подтверждается факт уплаты обществом денежных средств согласно платежному поручению N 190 от 03.08.2005 на сумму 40 000 руб., в котором ошибочно указан код бюджетной классификации, не соответствующий назначению платежа. Факт наличия излишне уплаченных сумм страховых взносов налоговым органом не оспаривается.
Учитывая изложенное, зачет ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа, в который обращалось общество с соответствующей просьбой, отсутствовали основания для отказа в проведении зачета.
При указанных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Арбитражным судом правильно применены нормы права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2291/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. N Ф04-7012/2006(27710-А75-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании