Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бойкова В. К. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 18 октября 2023 года по административному делу N 2а - 1490/2023 по административному исковому заявлению Бойкова В. К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт- Петербургу об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Бойкова В.К. Мурашкиной И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу Сорока Н.Ю, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бойков В.К. обратился в Смольнинский районный суд г. Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу, в котором просил признать незаконным отказ в государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости - жилого дома, общей площадью 52, 01 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", выраженный в уведомлении от 19 августа 2022 года N.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу осуществить государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимости на основании заявления и представленных документов.
В обоснование административных исковых требований Бойков В.К. указал, что на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону (дубликат) N от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного 15 июня 2010 года нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга Леоновой В.И, он обладает правом собственности на жилой дом, общей площадью 52, 01 кв. м, расположенный по адресу: г. "адрес". Право собственности административного истца на земельный участок по данному адресу с кадастровым номером N зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Обременений объекта недвижимости и иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.
04 декабря 2021 года им в Управление Росреестра по Санкт- Петербургу было подано заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.
13 декабря 2021 года было выдано уведомление о приостановке государственной регистрации, а 19 августа 2022 года административным ответчиком было принято решение N об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости.
Административный истец считает решение (уведомление) от 19 августа 2022 года N об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости незаконным, противоречащим ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы административного истца.
Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания 16 января 2023 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Слезиона А.З. и Слезиона Д.З.
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 18 октября 2023 года, в удовлетворении административного иска Бойкову В.К. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 25 апреля 2024 года заявитель просит об отмене судебных постановлений, и вынесении нового решения об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьями 26 и 27 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Пунктом 4 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Статьей 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено право государственного регистратора отказать в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого же Федерального закона.
Судами установлено и следует из материалов дела, что домовладение N41 по Аннинскому шоссе в Ториках было зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации на праве личной собственности за Бойковой Е. А. (1/3 доли), Ивановой С. А. (2/3 доли), о чем имеется справка от 04 июля 1983 года, выданная Исполкомом Красносельского Совета депутатов трудящихся Ленинграда, ПИБ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения Дорохин Ю.М. приобрел 2/3 доли на данный жилом дом.
ДД.ММ.ГГГГ Слезиона Н. Н. по договору дарения с Дорохиным Ю.М. приобрела 2/3 доли земельного участка, зарегистрировано ее право собственности.
04 июля 1983 года Бойкову В.К. выдано свидетельства о праве на наследство по закону, согласно которому он является наследником Бойковой Е.А, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственного имущества, состоящего из 1/3 доли жилого каркасно-засыпного дома, жилой площадью 32, 7 кв.м, полезной - 52, 01 кв.м, с верандой, двумя сараями, двумя уборными и забором, расположенного на земельном участке 1 200 кв.м, находящегося в городе "адрес".
29 февраля 2012 года на основании распоряжения Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга передан в общую долевую собственность Бойкову В.К. (доля 1/3) земельный участок с кадастровым номером N из земель населенных пунктов площадью 1 318 с м, расположенный по адресу: "адрес" используемый для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону от 04 июля 1983 года.
Данным распоряжением установлено, что часть земельного участка, площадью 400 кв.м, передается в собственность Бойкову В.К. безвозмездно, часть земельного участка площадью 39, 333 подлежит выкупу.
04 мая 2012 года в ЕГРН зарегистрировано 1/3 доли права ответственности на земельный участок Бойкова В.К.
16 августа 2018 года в ЕГРН зарегистрировано право собственности земельный участок Слезиона А.З. и Слезионой Д.З. по 1/3 доли.
В настоящее время на земельный участок, площадью 1318 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", зарегистрировано право общей долевой собственности Слезиона А.З, Слезионой Д.З, Бойкова К.В. по 1/3 доли каждого.
По данным ГУП "ГУИОН" - ПИБ Красносельского и Петродворцового районов при проведении инвентаризации в апреле 2012 года на земельном участке был учтен вновь построенный жилой дом с общей площадью 115, 3 кв.м, год постройки - 2012.
04 декабря 2021 года Бойков В.К. обратился в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект площадью 52, 01 кв.м, по адресу: "адрес". К заявлению было приложено дополнительное свидетельство о праве на наследство по закону (дубликат) от 04 июля 1983 года N781471.
13 декабря 2021 года регистрационные действия ранее возникших нрав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N по адресу: "адрес", были приостановлены на основании пункта 5, пункта 44 части 1 статьи Закона о регистрации.
В обоснование указано, что для проведения государственной регистрации представлено свидетельство о праве на наследство по закону, предметом которого является объект недвижимости площадью 52, 01 кв.м. Согласно сведениям, содержащимся в деле правоустанавливающих документах, жилой дом площадью 51, 06 кв.м, сгорел. По адресу: "адрес" учтен вновь выстроенный объект индивидуального жилищного строительства - жилой лом, общей площадью 115, 3 кв.м, год постройки - 2012 год.
Указано на то, что согласно части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция соответствующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Данные замечания, согласно уведомлению, препятствуют осуществлению государственной регистрации в порядке статей 3, 14, 21, 29 Закона о регистрации.
Государственная регистрация приостановлена до 14 марта 2022 года.
19 августа 2022 года принято решение об отказе в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона о регистрации, в связи с истечением срока приостановления и не устранения приведенных в уведомлении причин, препятствующих государственной регистрации. Данное решение было доведено до сведения Бойкова В.К. уведомлением N.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что у административного ответчика имелись основания для приостановления государственной регистрации права собственности на жилой дом, в связи с непредоставлением необходимых документов, при наличии сведений о существенном расхождении в площади дома и дате его постройки, а поскольку до истечения срока приостановления государственной регистрации причины в осуществлении государственной регистрации прав не устранены административным ответчиком законно отказано в государственной регистрации права.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве за недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно подпунктам 5, 44 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о государственной регистрации недвижимости, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет, в том числе технический учет, которых не осуществления, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, становлением в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", которым до 1 января 2017 года были регламентированы вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Частью 3 ст. 45 упомянутого федерального закона, в редакции от 21 декабря 2009 года, было предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона N 121-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 7 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Согласно акту N16 обследования технического состояния строения, принадлежащего на праве личной собственности, утвержденному 08 июня 1993 года заместителем председателя Исполкома Красносельского райсовета, районная МВК 03 июня 1993 года, в присутствии владельцев Бойкова В.К. и Дорохина Ю.М, произвела обследование санитарного и технического состояния строения по адресу: г. Санкт-Петербург, Аннинское шоссе, 41, и установила, что здание года постройки 1959 года, площадью 51, 6 кв.м, - сгорело. В соответствии с заключением - дом сгорел полностью, восстановлению не подлежит.
По данным обследования в 2012 и в 2014 годах жилой дом общей площадью 51, 6 кв.м, года постройки 1959 и фундамент отсутствовали.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 04 мая 2016 года по делу N2-1476/2016 в удовлетворении административных исковых требований Слезиона Н.Н. к Бойкову В.К, Бойкову А.В. о признании права собственности на домовладение, прекращении права, признании незаконным распоряжения Администрации Красносельского гайона о передаче земельного участка в общую долевую собственность, признании утратившими право пользования домовладением, признании преимущественного права на передачу доли земельного участка в собственность - отказано.
При этом было установлено, что в 2012 году истцом Слезиона Н.Н. на земельном участке по адресу: "адрес", за счет собственных денежных средств возведен жилой дом площадью 115 кв.м, жилой - 78, 3 кв.м, количество этажей - 2.
01 марта 2012 года Комитетом по управлению городским имуществом ГУП ГУИОН Слезиона Н.Н. было выдано разрешение N204 о присвоении адреса вновь построенному жилому дому на земельном участке с кадастровым номером N, которому был присвоен адрес: "адрес"
22 мая 2012 года жилой дом общей площадью 115, 3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет с номером N. В кадастровом паспорте указан год ввода в эксплуатацию 2012. Аналогичные сведения указаны в техническом паспорте на дом по состоянию на 24 апреля 2012 года, а также в ЕГРН, согласно выписке из которого 29 августа 2012 года присвоен кадастровый номер N
Таким образом, судами установлено, что административный истец обратился с заявлением на регистрацию ранее возникшего права в отношении объекта недвижимости - здания по вышеуказанному адресу, площадью 52, 1 кв.м, не прошедшего государственный кадастровый учет при наличии сведений, что по вышеуказанному адресу был учтен иной объект недвижимого имущества - вновь возведенный объект - жилой дом, общей площадью 115, 3 кв.м.
Из кадастрового паспорта от 22 мая 2012 года усматривается, что жилой дом общей площадью 115, 3 кв.м, по адресу: г. Санкт-Петербург, Торики, Аннинское шоссе, дом 41, литер А, в 2012 году поставлен на кадастровый учет с номером N.
Вместе с тем согласно вышеперечисленных документов сведения в отношении жилого дома, общей площадью 51, 6 кв.м, из СПб ГБУ "ГУИОН" не передавались, на кадастровый учет постановлен не был, в связи с чем оснований для признания его статуса, как ранее учтенного не имеется.
С учетом изложенного, документов, позволяющих произвести государственную регистрацию ранее возникшего права истца на основании представленного свидетельства при отсутствии объекта в натуре, при отсутствии сведений о его постановке на учет в установленном порядке, и при наличии иного учтенного объекта недвижимого имущества, административным истцом представлено не было, что свидетельствует о правомерности действий административных ответчиков.
Кроме того, расположение вновь возведенного жилого дома не соответствует расположению ранее существовавшего на данном земельном участке жилого дома, о чем свидетельствует анализ вышеуказанной технической документации.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 18 октября 2023 года по административному делу N 2а - 1490/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Бойкова В. К. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 18 октября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.