Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Чуфистова И.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 марта 2024 года по административному делу N 2а-5081/2023 по административному иску Луганского Николая Федоровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушения условий содержания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Луганский Н.Ф. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми) о присуждении компенсации в размере 300000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование иска Луганский Н.Ф. указал, что с 25 января 2018 года отбываем наказание в ФКУ ИК-24 Управления ФСИН России по Республике Коми и с 9 июля 2018 года трудоустроен на должность подсобного рабочего в швейный цех производственной зоны Центра трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) названной исправительной колонии, затем переведён на должность швеи, в которой (должности) работает на момент предъявления иска в суд.
По утверждению истца, условия работы в швейном цеху не соответствуют обязательным требованиям нормативных актов, поскольку отсутствует принудительная вентиляция помещения, заземление при работе с высоким напряжением отсутствует; в санузлах помещений ЦТАО отсутствует горячее водоснабжение и душ, санузел оборудован чашей "Генуя" вместо унитаза, отсутствует помещения для отдыха в перерыве между рабочими часами, а также система оповещения пожарной безопасности.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 декабря 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 марта 2024 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 декабря 2023 года отменено; по делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие ФКУ ИК-24 Управления ФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Луганскою Николая Федоровича в исправительном учреждении признаны незаконными, в связи с чем с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Луганского Н.Ф. взыскана компенсация в размере 3000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 марта 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 27 апреля 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 2 мая 2024 года, представитель ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и оставлении в силе решения суда первой инстанции, указывая на необоснованность присуждения истцу денежной компенсации, а также на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Луганский Н.Ф. отбываем назначенное приговором суда наказание в ФКУ ИК-24 с 28 января 2018 года; неоднократно убывал в ФКЛПУ Б-18 Управления ФСИН России но Республике Коми, что подтверждается справкой по личному делу осужденного.
Административный истец трудоустроен на должность подсобного рабочего швейного производства ЦТАО с 9 июля 2018 года (приказ временно исполняющего обязанности начальника исправительной колонии от 09.07.2018 N 157/ос переведен на должность швеи швейного производства с 14 декабря 2020 года (приказ N 216/ос от 1 1.12.2020г, в которой работает по настоящее время (30 октября 2023 года - дата обращения в суд).
Согласно представленных стороной административных ответчиков документов, в промышленной зоне ФКУ ИК-24 Управления ФСИН России по Республике Комп сформированы 5 швейных цехов (4 пошивочных цеха и 1 цех раскройки); площадь комнат для смены одежды составляет: в цехе N 1 - 4.7 кв.м, в цехе N 2 - 4, 7 кв.м, в цехе N 3 - 5.2 кв.м, в цехе N 4 - 3.6 кв.м, в раскройном цехе - 8, 8 кв.м.; все цеха оборудованы централизованным водоснабжением и канализацией, горячее водоснабжение не подведено, отопление осуществляется от котельной исправительного учреждения; искусственное освещение представлено светильниками общего освещения. Возле каждой швейной машинки дополнительно имеется индивидуальная светодиодная лампа; все швейные машинки обеспечены защитными кожухами; заземление швейных машинок происходит через штепсельные розетки.
С 1 августа 2022 года в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми осуществлена подводка централизованного горячего водоснабжения ко всем сантехническим узлам и приборам; во всех швейных цехах швейного участка имеется только естественная вентиляция, проветривание помещений обеспечивается с помощью окон, окопные рамы имеют исправные форточки; в технологических перерывах осужденные имеют возможность выйти па улицу; санитарный узел швейного цеха оснащен 5 раковинами, 3 чашами "Генуя" со сливными бачками, санитарное и техническое состояние удовлетворительное; исправительная колония ежегодно заключает государственные контракты на проведение дератизационных работ; здание швейного производства имеет три рассредоточенных эвакуационных выхода, цеха NN 1. 2. 3 и раскройный цех оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, обеспеченной первичными средствами пожаротушения; отделка стен, пола и потолка на путях эвакуации выполнена из негорючих материалов; помещение оборудовано телефонной связью с дежурным персоналом ФКУ ИК-24.
С учётом представленных документов, в том числе акта проверки N 66, составленного 11 сентября 2020 года филиалом "Центр государственного санэпидемнадзора" ФКУ "Медико-санитарная часть N 11 Федеральной службы исполнения наказаний", судом первой инстанции сделан вывод об обеспечении административного истца надлежащими условиями содержания в период осуществления трудовых функций в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда первой инстанции не согласился, указав, что в швейном цехе отсутствует эффективная вентиляция помещений швейного производства, в связи с чем истец имеет право на денежную компенсацию в разумном размере.
Выводы суда апелляционной инстанции следует признать правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом апелляционной инстанции, и которым не была дана мотивированная оценка.
Судом апелляционной инстанции правильно указано на то, что в соответствии с положениями раздела IV Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации oт 10 июня 2010 года N 64 "Об утверждении СанПин 2.1.2.2645-10", действовавшего до 1 марта 2021 года, помещения должны оборудоваться вентиляцией, системы вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Пунктом 1.1 ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы вентиляционные. ГОС I 12.1.005-88 Система стандартов безопасности груда (ССБТ).
Обязанность оборудования в швейном цеху принудительной вентиляции также предусмотрена пунктами 5-7 Правил по охране груда при проведении работ в легкой промышленности - Приложение к Приказу Министерства груда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2017 года N 466н.
В соответствии с пунктом 19.3.6 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" в помещениях зданий исправительных учреждений и зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением.
Пунктом 7.1.2 СНиП 41-01-2003 Отопление. Вентиляция. Кондиционирование установлено, что вентиляцию е механическим побуждением следует предусматривать: если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением; для помещений и зон без естественного проветривания.
Из материалов дела однозначно установлено, что вентиляция с принудительным механическим побуждением в помещениях швейного цеха отсутствует, что подтверждается актами ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 28 ноября 2019 года, от 11 сентября 2020 года, от 4-15 октября 2021 года, от 22 августа - 2 сентября 2022 года.
Суд апелляционной инстанции обоснованно, в том числе по фотографиям швейного цеха, признал правильными утверждения истца о том, что свободное естественное проветривание затруднено, поскольку окна расположены на значительной высоте от уровня пола, свободною доступа к ним не обеспечено.
С учетом изложенного, принимая во внимание продолжительность рабочею времени, составляющую восемь часов, а также исходя из специфики швейного производства, суд апелляционной инстанции пришёл к верному выводу о недостаточности вентиляции естественного побуждения в швейном цехе, с помощью которой достигался бы необходимый уровень чистоты воздуха.
Доводы представителя ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по существу повторяют его правовую позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору; вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ Исправительная колония N 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 марта 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 3 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.