Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Костаревой Н. И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 09 октября 2023 года по административному делу N 2а - 96/2023 по административному исковому заявлению Костаревой Н. И. к администрации МО ГО "Сыктывкар", УФНС России по Республике Коми, ИФНС России N 5 по г. Сыктывкару, Управлению Минюста России по Республике Коми, Муниципальному фонду Жилищного строительства г. Сыктывкара о признании неполными сведений, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, обязании обеспечить полноту сведений в Едином государственном реестре юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костарева Н.И. обратилась в суд с административным иском (с учётом уточнений требований) к администрации МО ГО "Сыктывкар", УФНС России по Республике Коми, ИФНС России N 5 по г. Сыктывкару, Управлению Минюста России по Республике Коми, Муниципальному фонду Жилищного строительства г. Сыктывкара о признании неполными сведений, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении муниципального Фонда жилищного строительства г. Сыктывкара, действующего на основании Положения в части отсутствия информации об учредителях в лице администрации МО ГО "Сыктывкар" и городского Совета народных депутатов; о внесении администрацией города Сыктывкара учредительного взноса на уставные цели муниципального Фонда жилищного строительства г. Сыктывкара в соответствии с пунктом 3.1 Положения о Фонде в размере 503066000 рублей; о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица; о выходе администрации г. Сыктывкара из состава участников (учредителей); о принятом решении учредителем о внесении изменений в Положение о Фонде и реорганизации муниципального предприятия; о принятом решении учредителями муниципального Фонда передачи полномочий с оформлением правопреемства физическим лицам; обязании ИФНС России N 5 по г. Сыктывкару, УФНС России по Республике Коми, Управление Минюста России по Республике Коми обеспечить полноту сведений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении муниципального Фонда жилищного строительства г. Сыктывкара в соответствии с их полномочиями.
В обосновании требований указала, что является кредитором Муниципального фонда жилищного строительства г. Сыктывкара, действующего на основании Положения, которым защищены ее права, как участника долевого строительства жилья. В договоре N 67 от 01 апреля 1999 года и дополнительном соглашении указано на ответственность администрации МО ГО "Сыктывкар" при недостаточности денежных средств у застройщика - Фонда жилищного строительства. В пользу истца вынесено 26 судебных решений, которые не исполняются. Неисполнение должностными лицами своих обязанностей нарушает её права. Администрация МО ГО "Сыктывкар" незаконно вышла из состава учредителей Фонда на основании постановления от 20 февраля 2020 года. На восстановление конституционных прав обманутых кредиторов - физических лиц влияют совершенные регистрационными органами г. Сыктывкара регистрационные действия в отношении муниципального Фонда и неполнота сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Отсутствие сведений (документов), являющихся основанием для внесения в ЕГРЮЛ записей и иных сведений, несоответствия предоставленных для регистрации документов свидетельствуют о неполноте содержащихся в реестре сведений, влекущих искажение сведений о муниципальном организации. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующими органами.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 09 октября 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Костаревой Н.И. подана кассационная жалоба, в которой она ставит вопрос об их отмене, со ссылкой на нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Президиума Сыктывкарского городского Совета народных депутатов от 08 июля 1993 года N 7/43 образован Фонд жилищного строительства.
08 июля 1993 утверждено Положение о Фонде жилищного строительства, где в качестве учредителей указаны городской Совет народных депутатов и администрация г. Сыктывкара.
В период создания Фонда жилищного строительства действовал Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", согласно статьёй 34 устанавливалось, что государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно - правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия по предоставлению учредителем заявления, устава предприятия, решения о создании предприятия.
Во исполнение положений Закона N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" постановлением главы администрации г. Сыктывкара от 13 июля 1993 года N 7/1218 Фонд жилищного строительства зарегистрирован.
29 июня 1994 года председателем правления утверждено Положение о Фонде жилищного строительства в иной редакции, где в качестве учредителя указана администрация г. Сыктывкара. Фонд отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. При недостатке собственных средств для расчетов с кредиторами ответственность по долгам несёт администрация г. Сыктывкара.
На основании постановления главы администрации г. Сыктывкара от 20 февраля 2002 года N 2/502 администрация г. Сыктывкара вышла из состава учредителей Фонда жилищного строительства. Действовавший в указанный период Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не предусматривал внесение сведений о государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации в государственные реестры.
15 марта 2002 года утверждена новая редакция Устава Фонда жилищного строительства, где отсутствуют сведения об администрации г. Сыктывкара в качестве учредителя Фонда.
Судом первой инстанции установлено, что уполномоченное лицо Фонда жилищного строительства Рыбина В.В. 10 декабря 2002 года представило в регистрирующий орган ИФНС по г. Сыктывкару необходимые сведения в отношении Фонда для его государственной регистрации.
Решением инспекции МНС России по г. Сыктывкару от 17 декабря 2002 года N 2113 принято решение о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 года в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
В поданном заявлении на государственную регистрацию отсутствовали сведения об учредителях Фонда жилищного строительства в лице администрации г. Сыктывкара, поскольку на период подачи заявления действовал Устав Фонда в новой редакции, утверждённой 15 марта 2002 года, где администрация г. Сыктывкара, как учредитель Фонда не была указана в связи с выходом из состава учредителей Фонда.
Из материалов дела следует, что 01 апреля 1999 года между Фондам жилищного строительства и Костаревой Н.И. с учётом дополнительного соглашения от 15 февраля 2001 года заключён договор долевого участия в строительстве жилья - квартиры с гаражом в жилом комплексе по ул. Свободы - Кутузова.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30 ноября 2016 года по делу N А29-123 84/2015 Фонд признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, утверждён конкурсный управляющий Омельяненко А.П, определением от 06 марта 2019 года конкурсным управляющим утверждена Шишкина Е.А.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 29 ноября 2019 Шишкина Е.А. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Фондом.
Определением Арбитражного суда от 14 сентября 2021 года по делу N А29-12384/2015 прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Фонда жилищного строительства в связи с отсутствием кандидатуры конкурсного управляющего.
Судом первой инстанции установлено, что первое заявление от лица, имеющего право действовать от имени Фонда жилищного строительства (Соболевой Е.И.) о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации подано в Управление Минюста России по Республике Коми 27 ноября 2009 года, о чём должностным лицом Управления Минюста вынесено соответствующее распоряжение от 08 декабря 2009 года N 388-р о регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Фонда жилищного строительства.
В последующем, 18 декабря 2009 года за N 07-13/13337 УФНС России по Республике Коми внесла в ЕЕРЮЛ необходимые сведения, о чем направило письменное Уведомление в Управление Минюста по Республике Коми.
Решением N1 единственного участника Фонда жилищного строительства от 29 декабря 2011 года Пиникер Н.А. адрес Фонда определен по адресу: г. Сыктывкар, ул. Судоремонтная, 5. Регистрирующим органом данный адрес внесен в ЕГРЮЛ 02 февраля 2012 года.
Вплоть до 17 мая 2022 года в указанном порядке регистрирующим органом вносились изменения в ЕГРЮЛ в отношении Фонда жилищного имущества на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом.
Судом первой инстанции установлено, что материалы дела не содержат документов подтверждающих факт неисполнения регистрирующими органами нормативных требований по государственной регистрации изменений в учредительные документы Фонда, либо в ЕГРЮЛ при наличии поданных заявлений о внесении таких изменений.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что регистрационное дело Фонда жилищного строительства в полном объёме содержит правовые основания регистрации Фонда, его перерегистрации, внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц информации касающейся Фонда, в полном соответствии с требованиями действующего в разные периоды его деятельности законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
С 01 июля 2002 года отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц регулировались Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и постановления Правительства от 17 мая 2022 года N 319 на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам была возложена функция государственной регистрации, ведения единого государственного реестра юридических лиц.
Статьёй 26 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" закреплено, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 441 утвержден Порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона N 219-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций органами юстиции применяется с 18 апреля 2006 года на основании Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно части 3 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Судами установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2016 года отказано в удовлетворении административного иска Костаревй Н.И. к администрации МО ГО "Сыктывкар", главе администрации МО ГО "Сыктывкар" Самоделкину А.Н. о признании незаконным отказа главы администрации МО ГО "Сыктывкар" Самоделкина А.Н. в устранении нарушений федерального законодательства, возложении обязанности на главу администрации МО ГО "Сыктывкар" Самоделкина А.Н. вынести постановление об отмене постановления и.о. главы администрации МО "Город Сыктывкар" N 2/502 от 20 февраля 2002 года о выходе администрация МО "Город Сыктывкар" из состава учредителей Фонда жилищного строительства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 28 марта 2022 года в качестве лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица указана Бартош Е.А. - конкурсный управляющий с датой внесения сведений в ЕГРЮЛ - 18 августа 2020 года.
Сведений о том, что в регистрирующий орган было подано заявление о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в части иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, суды правомерно пришли к выводу о том, что конкурсный управляющий, как законный представитель Фонда, не лишён возможности инициировать внесение изменений в ЕГРЮЛ относительно информации о составе учредителей, о местонахождении организации и иной информации.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 09 октября 2023 года по административному делу N 2а - 96/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Костаревой Н. И. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 09 октября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.