Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Корнюшенкова Г.В, судей Мальцевой Е.Г, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 11 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года по административному делу N 2а - 1651/2023 по административному исковому заявлению Волкова Д. В. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействие) незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волков Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми с требованиями о признании незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в необеспечении специальным диетическим питанием, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 100 000 рублей в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что содержался в названном учреждении уголовно - исполнительной системы с сентября по октябрь 2018 года, а также в мае 2023 года в ненадлежащих условиях, поскольку не был обеспечен специальным диетическим питанием, которое положено ему в связи с наличием у него ряда хронических заболеваний, что негативно отразилось на состоянии его здоровья.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - филиал "Медицинская часть N 17" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 11 декабря 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года, признаны незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России, выразившиеся в необеспечении Волкова Д.В. повышенным питанием в соответствии Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний". Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Волкова Д.В. компенсация за нарушение условий содержания в размере 3 000 рублей. В удовлетворении административного искового заявления Волкова Д.В. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 мая 2024 года представитель заявителей просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также частью 6 статьи 12 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно части 6 статьи 99 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, "данные изъяты" осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Приложением N 5 к Приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 установлена повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. По данной норме обеспечиваются больные, находящиеся на стационарном лечении в учреждениях ФСИН; больные ВИЧ-инфекцией вне зависимости от места содержания.
Дополнительно к данной норме выдается на 1 человека в сутки больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу туберкулеза 1, 2, 5 групп диспансерного учета, дистрофии, язвенной болезни, авитаминоза, анемии, злокачественных новообразований, больным ВИЧ-инфекцией, а также лицам, наблюдающимся по поводу туберкулеза 3 группы диспансерного учета, на период проведения химиотерапии: хлеба пшеничного из муки 2 сорта ? 50 гр, макаронных изделий - 10 гр, овощей - 50 гр, сахара - 5 гр, мяса - 50 гр, мяса птицы - 20 гр, молока питьевого - 250 мл., сока - 100 мл, масла коровьего - 20 гр, творога - 50 гр.
По заболеванию хронический вирусный гепатит С специально лечебное питание не предусмотрено.
Порядком организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы, утвержденным Приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года N 696, предусмотрено, что в учреждениях УИС обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения УИС подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС (пункт 2).
Осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются питанием с момента их прибытия в учреждения УИС. Снятие с довольствия указанных лиц осуществляется по факту освобождения их из учреждений УИС (пункт 3).
Начальник учреждения УИС отвечает за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых. По медицинским заключениям издает приказы о зачислении больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых на питание по нормам, установленным для больных (пункт 8).
Организация лечебного питания в лечебных учреждениях УИС является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий (пункт 141).
Пунктами 142, 148, 150, 151 приведенного Порядка установлено, что лечебное питание для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся на стационарном и амбулаторном лечении в лечебных учреждениях УИС, осуществляется по норме питания, утвержденной в установленном порядке. В стационарах лечебных учреждений УИС лечебное питание назначается начальником филиала медико-санитарной части ФСИН России (врачом- специалистом). При поступлении больного осужденного, подозреваемого и обвиняемого в лечебное учреждение УИС лечебное питание назначается дежурным врачом. Больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложении к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении. В списках указываются фамилия, имя, отчество осужденного, подозреваемого и обвиняемого, и положено ли ему дополнительное питание к повышенной норме питания больных. При необходимости медицинским переосвидетельствованием срок лечебного питания может быть продлен. При назначении питания ВИЧ- инфицированным учитывается, что все больные данным заболеванием (вне зависимости от стадии заболевания, проведения лечения или его отсутствия) получают пожизненно питание согласно примечанию к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания для больных.
Согласно пункту 152 Порядка общее руководство и ответственность за организацию лечебного питания возлагаются: в лечебных учреждениях УИС - на начальника лечебного учреждения, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, врача - диетолога (фельдшера); в медицинских подразделениях учреждений УИС - на начальника филиала МСЧ ФСИН России. Начальник ОИХО учреждения УИС при организации лечебного питания несет ответственность за правильное составление раскладки продуктов, рациональное использование продуктов, качество приготовляемой пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований в столовой (пищеблоке) учреждения УИС.
Судами первой и второй инстанции установлено, что 01 января 2014 года приказом ФСИН России N 638 образовано ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, приказом от 13 февраля 2014 года утверждены положения о 12 медицинских частях, больнице, центре медицинской и социальной реабилитации и 2 военно-врачебных комиссиях. Медицинские части осуществляют медицинское обслуживание колоний, следственных изоляторов и других учреждений по месту их дислокации по Республике Коми, в том числе по вопросам назначения повышенной нормы питания. На основании медицинских документов исправительное учреждение/следственный изолятор обеспечивает заключенного (подозреваемого, обвиняемого, осужденного) питанием, определенным для него исходя из установленной категории.
Волков Д.В. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, где медицинская помощь осуществляется филиалом "Медицинская часть N 17" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в периоды с 26 сентября по 04 октября 2018 года, с 25 по 30 мая 2023 года в качестве осужденного, следовавшего транзитом в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми для дальнейшего отбывания наказания.
Судом установлено, что повышенной нормой питания по заболеванию ВИЧ - инфекция Волков Д.В. в периоды содержания с 26 сентября по 04 октября 2018 года, с 25 по 30 мая 2023 года в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми не обеспечивался.
Удовлетворяя в части требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из незаконными действий (бездействие) следственного изолятора и медицинского учреждения пенитенциарной системы в виде не обеспечения дополнительным питанием административного истца в заявленный, в связи с чем взыскал соответствующую компенсацию в размере 3 000 рублей.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 11 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года по административному делу N 2а - 1651/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 11 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.