Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Литвина Б. Г. на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 декабря 2023 года по административному делу N 2а-3705/2023 по административному исковому заявлению Литвина Б. Г. к Министерству Юстиции Российской Федерации об оспаривании действий и решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Министерства Юстиции Российской Федерации - Железной А.К, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвин Б.Г. обратился во Фрунзенский районный суд г.Санкт- Петербурга с административным иском к Министерству Юстиции Российской Федерации об оспаривании решения от 06.10.2022 года о признании административного истца иностранным физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента и включении Литвина Б. Г. в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента и обязании Министерство Юстиции Российской Федерации исключить сведения о Литвине Б. Г. из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что распоряжением ответчика от 06.10.2022 года Литвин Б.Г. признан физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента и включен в соответствующих список, что затрагивает его конституционные права, а также возлагает дополнительные обязанности. Литвин Б.Г. является общественным и политическим деятелем, установление данного статуса влечет за собой последствия в виде необходимости указания на статус "иностранного агента" при публикации материалов, необходимости представления органам исполнительной власти отчётности о его деятельности. Истец ссылается на то, что при выступлениях выражал свое отношение к политической жизни страны, не совершал каких-либо противоправных действий. Ответчиком не было доказано то, что часть материала, на основании которого были сделаны соответствующие выводы, принадлежит истцу. Кроме того он ссылается на процедурные нарушения в виде отсутствия направления данного решения по месту его регистрации.
Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 13113 (в редакции, действовавшей до 01.12.2022), Минюст России ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Пунктом 9 Порядка ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" списка физических лиц, выполняющего функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 28.06.2021 N 106 предусмотрено, что основанием для включения физического лица, выполняющего функции иностранного агента, в список является распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации, издаваемое на основании в том числе, документа, подтверждающего осуществление деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агент, которое не подало заявление, поступившее от государственных органов.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
По информации, поступившей в Минюст России из Роскомнадзора, Литвин Б.Г. Литвин Б.Г. распространял, распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц в интернет ресурсах.
30.09.2022 года в Министерство Юстиции Российской Федерации поступили материалы политической направленности из ГУ по противодействию экстремизму МВД РФ, подтверждающие распространение Литвиным Б.Г. материалов политического характера, создающие негативное мнение у неопределенного круга лиц к специальной военной операции на Украине, лицам, замещающим государственные должности, военнослужащим ВС РФ, обвиняя в том числе их в совершении военных преступлений (л.д. 169-214 том 1):
- "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
С учетом изложенного Управлением зафиксированы факту осуществления истцом политической деятельности на территории Российской Федерации в интересах иностранного источника в связи с отказанным на него иностранным источником воздействия.
Распоряжением N 1328-р от 06.10.2022 года Литвин Б. Г. признан иностранным физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента и включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 164 том 1).
07.10.2022 года истцу направлено уведомление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента по адресу: "адрес". (л.д. 165 том 1).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, исследовав представленные суду доказательства, в том числе видеозаписи, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, то именно истец выражает мнение относительно политической ситуации в стране, критикуя власть и проведение СВО. В качестве основания для установления статуса иностранного агента законом установлено распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, что и выполнял административный истец, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято в пределах представленных Минюсту России полномочий при наличии законных к тому оснований с соблюдением установленных порядка и процедуры.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласилась с ним по следующим основаниям..
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Политическая деятельность осуществляется, в том числе в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований.
Согласно части 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) на основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" данного списка устанавливается указанным органом. В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
С 1 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Положениями ч. 2 ст. 14 названного Федерального закона предусмотрено, что лица, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона включены в список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 настоящего Федерального закона.
По информации поступившей в Министерство Юстиции Российской Федерации из Роскомнадзора Литвин Б.Г. в 2014 году работал в ООО "Агентство бизнес новостей", с 2016 года координатор общественно-политической организации "Молодежно-демократическое движение Весна", созданного в 2013 году, доменное имя которого зарегистрировано в США. Литвин Б.Г. распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц в социальных сетях, с июня 2021 по июнь 2022 года Литвин Б.Г. участвовал в создании иностранного СМИ "Телеканал настоящее время", выполняющего функции иностранного агента.
30.09.2022 года в Министерство Юстиции Российской Федерации поступили материалы политической направленности из ГУ по противодействию экстремизму МВД РФ, подтверждающие распространение Литвиным Б.Г. материалов политической направленности, в которых он обвиняет Вооруженные силы Российской Федерации в совершении военных преступлений, формируя общественно-политические взгляды и убеждения относительно проводимой Российской Федерацией политики, при этом административным ответчиком указаны интернет-ссылки на такие публикации, что позволило Министерству Юстиции Российской Федерации обоснованно вынести распоряжение от 06.10.2022 года, которым Литвин Б.Г. был включен в список иностранных агентов, с учетом того, что в качестве основания для установления статуса иностранного агента законом установлено распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, что и выполнял Литвин Б.Г.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции" полиция в пределах полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Публикации, послужившие для Министерства юстиции основанием для принятия оспариваемого решения, перечислены административным ответчиком в возражениях на кассационную жалобу.
Согласно подп. "е" пункта 9 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29 ноября 2022 года N307, основанием для включения в реестр, в том числе является распоряжение Министерства юстиции РФ, изданное на основании результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представленных в соответствии с ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что включение Литвина Б.Г. в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, Минюст России действовал в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке.
Являются несостоятельными доводы о недоказанности того, что административный истец осуществлял политическую деятельность в интересах иностранного государства, поскольку они противоречат толкованию части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Кроме того аналогичные основания для включения в вышеуказанный список лиц установлены и действующим законодательством.
Согласно п. 4 ст. 1 ФЗ от 14.07.2022 N 255-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 N 255-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
6) вовлечение граждан, в том числе "данные изъяты", в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5 настоящей части;
7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1-6 настоящей части.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами. Под поддержкой, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
При этом материалами дела было установлено, что Литвин Б.Г. распространяет как негативные мнения о проводимой органами государственной власти политике, так и недостоверные сведения, затрагивающие специальную военную операцию на территории Украины и лиц, замещающих государственные должности, военнослужащих вооруженных Сил Российской Федерации, обвиняя последних в совершении военных преступлений, формируя, таким образом, общественно политические взгляды и убеждения относительно проводимой Российской Федерации политики.
Законодательство не связывает получение денежных средств от иностранного источника непосредственно для распространения сообщений и материалов, а потому довод об отсутствии указанного обстоятельства является несостоятельным, поскольку материалами дела установлены факты участия Литвина Б.Г. в создании материалов иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, что свидетельствует о поддержке осуществляемой им политической деятельности путем предоставления ему площадки для продвижения соответствующих взглядов.
Подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что оспариваемым распоряжением нарушаются и ограничиваются конституционные права административного истца как гражданина Российской Федерации, поскольку положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина на основании федерального закона, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, в результате принятия оспариваемого истцом распоряжения каких-либо обязанностей, кроме прямо предусмотренных законом, на автора апелляционной жалобы, административным ответчиком не возложено.
Фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличии политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено, как и не установлено незаконного сбора Минюстом России информации.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 декабря 2023 года по административному делу N 2а-3705/2023 по административному исковому заявлению Литвина Б. Г. к Министерству Юстиции Российской Федерации об оспаривании действий и решения оставить без изменения, кассационную жалобу Литвина Б. Г. - без удовлетворения.
Решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 декабря 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.