Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Барбаш Е. М. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 5 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 13 декабря 2023 года по административному делу N 2а - 6912/2023 по административному исковому заявлению Барбаш Е. М. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барбаш Е.М. обратилась в Невский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, в котором просила признать незаконным отказ в корректировке пункта 2 постановления N 2766 от 28 июня 2022 года в предварительном согласовании земельного участка в аренду на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства, изложенный в письме N 277/1.0-24 от 16 февраля 2023 года, признать незаконным отказ в предварительном согласовании земельного участка в аренду на 49 лет заявителю для ведения личного подсобного хозяйства, обязать административного ответчика изложить пункт 2 постановления N 2766 от 28 июня 2022 года в следующей редакции: "установить категорию участка - земли сельскохозяйственного производства, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (1.16)", в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу провести процедуру по предварительному согласованию предоставления Барбаш Е.М. земельного участка площадью 4 939 кв.м, на кадастровом плане территории кадастровых кварталов N, N по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное", в аренду на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства на полевом участке (1.16).
В обоснование заявленных требований Барбаш Е.М. указала, что решением Невского районного суда Санкт-Петербурга 30 сентября 2022 года по делу N 2а-8500/2022 признан незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду, сроком на 49 лет, земельного участка площадью 4 939 кв.м, с утверждением схемы расположения на кадастровом плане территории кадастровых кварталов N, N, территориальная зона сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: 1.16 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенного по адресу: Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное", признан незаконным пункт 2 Постановления главы администрации N 2766 от 28 июня 2022 года об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное", суд обязал администрацию в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Барбаш Е.М. о предварительном согласовании предоставления в аренду, сроком на 49 лет, земельного участка площадью 4 939 кв.м, с утверждением схемы расположения на кадастровом плане территории кадастровых кварталов N, N, территориальная зона сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: 1.16 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенного по адресу: Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное".
Как указала административный истец, 18 января 2023 она обратилась к административному ответчику с заявлением о корректировке пункта 2 постановления N 2766 от 28 июня 2022 года с последующим предоставлением участка в аренду, однако, 16 февраля 2023 года в удовлетворении ее заявления было отказано, по причине того, что формирование земельного участка приведет к нерациональному использованию земель. Административный истец отметила, что актами визуального осмотра земельного участка от 25 мая 2022 года и от 18 августа 2022 года установлено, что подъезд к участку, прилегающему к земельному участку административного истца (кадастровый номер N) по всей границе обеспечен дорогой общего пользования СНТ "Родничковое", с твердым покрытием шириной 6 метров с западной стороны, Барбаш Е.М. имеет право использования данной дорогой, поскольку является членом СНТ. Проход к участку носит общедоступный характер и осуществляется без ограничений. Прилегающая территория никогда ранее не использовалась для сельскохозяйственных угодий и земель общего пользования.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 5 сентября 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 13 декабря 2023 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 мая 2024 года заявитель просит об отмене судебных актов области, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Невского районного суда Санкт - Петербурга от 30 сентября 2022 года, вступившим в законную силу 22 декабря 2022 года, по делу N 2а-8500/2022 признан незаконным отказ администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет, земельного участка площадью 4 939 кв.м, с утверждением схемы расположения на кадастровом плане территории кадастровых кварталов N, N, территориальная зона сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: 1.16 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенного по адресу: Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное"; признан незаконным и отменен пункт 2 постановления главы администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N 2766 от 28 июня 2022 года об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное"; на администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возложена обязанность в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Барбаш Е.М. о предварительном согласовании предоставления в аренду, сроком на 49 лет, земельного участка площадью 4 939 кв.м, с утверждением схемы расположения на кадастровом плане территории кадастровых кварталов N, N, территориальная зона сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: 1.16 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенного по адресу: Всеволожский муниципальный район, Всеволожское
городское поселение, массив "Блудное".
18 января 2023 года Барбаш Е.М. обратилась к административному ответчику с заявлением об исполнении решения суда по делу N 2а- 8500/2022, в котором просила в течение 3-х дней направить в ее адрес текст исправленного постановления N 2766 и утвержденной схемы земельного участка, провести процедуру предварительного согласования земельного участка.
Решением земельной комиссии администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 15 февраля 2023 года N 11/23 принято решение об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду, сроком на 49 лет, земельного участка площадью 4 939 кв.м, с утверждением схемы расположения на кадастровом плане территории кадастровых кварталов N, N, территориальная зона: ТСХ Зона сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: 1.16 Для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенного по адресу: Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное", утвердить схему расположения 5-ти земельных участков на кадастровом плане территории кадастровых кварталов N, N с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - садоводство, Управлению архитектуры и градостроительства установить публичный сервитут в целях прохода и проезда к формируемым земельным участкам с земель общего пользования.
Письмом администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N 277/1024отв от 16 февраля 2023 года Барбаш Е.М. уведомлена о принятом решении об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием доступа со стороны земель общего пользования поселения к испрашиваемому земельному участку, формирование земельного участка приводит к нерациональному использованию земель на рассматриваемой территории.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N 654 от 7 марта 2023 года отменено постановление главы администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N 2766 от 28 июня 2022 года об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, массив "Блудное".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что согласно представленной административным истцом в материалы дела схеме расположения земельного участка на территории, к образуемому земельному участку отсутствует доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), дороги отсутствуют.
Единственный доступ к испрашиваемому земельному участку в настоящее время возможен через территорию СНТ "Родничковое", в котором установлен пропускной режим и, если административный истец перестанет быть членом СНТ у нее будет отсутствовать доступ к испрашиваемому земельному участку.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В силу пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Предварительное согласование предоставления земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства: соответствует предельным размерам земельных участков, не допускает вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, то есть соответствует требованиям пункта 6 статьи 11.9 названного Кодекса, и требованиям, установленным другими федеральными законами, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Также, в соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).
Согласно пункту 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты); размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами; в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3, 5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.
Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута; раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории; не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
Приведенные нормы указывают на необходимость обеспечения для каждого участка возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, в том числе, через обеспечение соответствующего доступа для прохода и проезда от участков общего пользования. Не достижение указанной цели при образовании участка препятствует его дальнейшему предоставлению.
Судами установлено, что согласно представленной административным истцом в материалы дела схеме расположения земельного участка на территории, к образуемому земельному участку отсутствует доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), дороги отсутствуют.
При этом, предварительное согласование предоставления земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства, и не нарушает требования, установленные Земельного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, и обеспечивает возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, то есть соответствует требованиям статьи 11.9 названного Кодекса, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Не достижение указанной цели при образовании участков препятствует его формированию или предоставлению, ввиду чего оспариваемый отказ соответствует приведенным выше положениям закона и установленным обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 5 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 13 декабря 2023 года по административному делу N 2а - 6912/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Барбаш Е. М. - без удовлетворения.
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 5 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 13 декабря 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.