Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Чуфистова И.В, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-200/2024 по кассационной жалобе ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года по административному исковому заявлению Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ: оборудовать кровли общежитий для проживания осужденных женщин отрядов NN1, 2, 3, здания ЕПКТ ИК-31 и здания медицинской части ИК-31, расположенных на территории жилой зоны ИК-31, снегозадерживающими устройствами; оборудовать кровли общежитий участка колонии-поселения ИК-31 для осужденных мужчин (г. Микунь) и участка колонии-поселения для осужденных женщин (г. Микунь) снегозадерживающими устройствами; оборудовать прогулочный двор ШИЗО/ЕПКТ при здании медицинской части ИК-31 площадями согласно пункта 14.4.4 и пункта 17.11 Свода Правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр.
В обоснование заявленных требований указал, что в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не обеспечиваются в полной мере условия содержания осужденных, что в свою очередь создает препятствия для соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и не способствует достижению основной цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а именно исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так иными лицами.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года, административное исковое заявление Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, удовлетворено.
На ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ: оборудовать кровли общежитий для проживания осужденных женщин отрядов NN1, 2, 3, здания ЕПКТ ИК-31 и здания медицинской части ИК-31, расположенных на территории жилой зоны ИК-31, снегозадерживающими устройствами; оборудовать кровли общежитий участка колонии-поселения ИК-31 для осужденных мужчин (г. Микунь) и участка колонии-поселения для осужденных женщин (г. Микунь) снегозадерживающими устройствами; оборудовать прогулочный двор ШИЗО/ЕПКТ при здании медицинской части ИК-31 площадями согласно пункта 14.4.4 и пункта 17.11 Свода Правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом не допущено.
Как следует из материалов дела, проверкой Сыктывкарской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в нарушение указанных требований в ИК-31 УФСИН России по Республике Коми кровли общежитий для проживания осужденных женщин отрядов NN1, 2, 3 не оборудованы снегозадерживающими устройствами, в том числе те части, которые выходят на локальные участки отрядов, в которых могут находиться осужденные, что не обеспечивает требования о безопасности их жизни и здоровья.
Снегозадерживающими устройствами также не оборудованы кровли здания ЕПКТ ИК-31, общежития участка колонии-поселения ИК-31 для осужденных мужчин (г. Микунь) и участка колонии-поселения ИК-31 для осужденных женщин (г. Микунь) и здания медицинской части ИК-31, где располагается карантинное отделение.
Согласно информации, представленной ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, при здании медицинской части ИК-31 функционирует 1 прогулочный двор, который в нарушение указанных требований выполнен из железных листов, а его размер составляет 12 кв.м.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административный иск, суды исходили из установленных проверкой Сыктывкарской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушений в части несоответствия размеров площади прогулочного двора ШИЗО, ЕПКТ ИК-31 при здании медицинской части учреждения, а также материалов его исполнения, пришли к выводу об обоснованности требований прокурора и возложили на ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республики Коми обязанность по устранению выявленных нарушений требований федерального законодательства.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 1138-р, Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 31 мая 2017 года N 827/пр, которым утвержден Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76 (СП 17.13330.2017), Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, которым утвержден и введен в действие свод правил "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что при рассмотрении административного дела суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в судебных актах подробно мотивированы и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Несогласие административного ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2024 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.