Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Чуфистова И.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ефименко А. Ю. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 19 марта 2024 года по административному делу 2а - 12247/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Санкт - Петербургу к Ефименко А. Ю. о взыскании задолженности по налогам.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу обратилась в Приморский районный суд Санкт - Петербурга с административным иском к Ефименко А.Ю, в котором просила взыскать задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 2 517 104 рублей, пени в размере 195 159, 04 рублей, штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 125 855 рублей.
В обоснование заявленных требований Межрайонная ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу указала, что в 2020 году административным ответчиком получен доход от продажи объекта недвижимости, в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год Ефименко А.Ю. занизил налоговую базу, налог не уплачен, в связи с чем в отношении него проведена камеральная налоговая проверка, вынесено решение от 31 марта 2022 года N 2791 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исчислена сумма налога, штрафа, пени. В соответствии с действующим законодательством административному ответчику направлено требование об уплате налога, однако, несмотря на все принятые меры, административный ответчик налог не уплатил, ранее вынесенный судебный приказ о взыскании недоимки на основании возражений должника отменен.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 19 марта 2024 года, заявленные требования удовлетворены. С Ефименко А. Ю. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Санкт - Петербургу взыскана задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 2 517 104 рублей, пени в размере 195 159, 04 рублей, штраф, предусмотренный положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 125 855 руб, а всего 2 838 118 рублей 04 копейки, а также взыскана в доход государства государственная пошлина в сумме 22 390, 59 рублей.
На вступившие в законную силу судебные постановления Ефименко А.Ю. подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об их отмене и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, в связи с тем, что судами, по его мнению, нарушены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт - Петербургу просит оставить судебные акты без изменения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в 2020 году административным ответчиком получен доход от продажи недвижимого имущества: жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Зефанос-4 СНТ, 45, кадастровый номер N, в размере 15 000 000 рублей, и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в размере 15 000 000 рублей.
17 марта 2021 года Ефименко А.Ю. в налоговый орган представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в которой указан доход от продажи недвижимого имущества (земельного участка и жилого дома) в размере 30 000 000 рублей.
На основании представленной налоговой декларации в период с 18 марта 2021 года по 18 июня 2021 года в отношении Ефименко А.Ю. проведена камеральная проверка, в ходе которой установлено, что Ефименко А.Ю. занизил налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в части неверного отражения налога, подлежащего уплате в бюджет, что в нарушение пункта 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации повлекло неуплату налога в надлежащем размере в установленные законодательством сроки.
Решением N 2791 от 31 марта 2022 года Ефименко А.Ю. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, с него взысканы налог на доход физических лиц за 2020 год в размере 2 517 104 рублей, пени в размере 195 159, 04 рублей и штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 503 421 рублей.
По жалобе Ефименко А.Ю. Управлением ФНС России по Санкт- Петербургу данное решение отменено 20 июля 2022 года в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 377 566 рублей, в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Налоговым органом в адрес Ефименко А.Ю. 8 августа 2022 года направлено требование N 66974 об уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 2 517 104 рублей, пени в размере 195 159, 04 рублей, штрафа в размере 125 855 рублей, со сроком исполнения до 21 сентября 2022 года.
He согласившись с решением налогового органа, Ефименко А.Ю. обжаловал его в судебном порядке.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2022 года по делу N 2а - 13886/2022, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Ефименко А.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт- Петербургу об оспаривании решения отказано.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами согласилась апелляционная инстанция, исходил из отсутствия доказательств исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате сумм налога, пени и штрафа, ввиду чего пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Также судом первой инстанции сделан вывод о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога в установленных действующим законодательством случаях.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено кодексом.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2, 3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Согласно пункту 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно пункту 1 статьи 228, пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи недвижимого имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности менее минимального срока владения обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имуществ в течении налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенного на дату его постановки на государственный налоговый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0, 7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации и с 1 января 2023 года введен институт единого налогового счета, которым признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 4 этого же Федерального закона требование об уплате задолженности, направленное налоговым органом после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Между тем, требование об уплате страховых взносов и пени направлено налоговым органом до 1 января 2023 года, меры принудительного взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, приняты также в срок до указанной даты.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2023 года мировым судьей судебного участка N 167 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ N о взыскании с Ефименко А.Ю. недоимки по налогам и пени, однако определением от 11 апреля 2023 года судебный приказ отменен, в связи с поступившими от Ефименко А.Ю. возражениями.
С административным иском Межрайонная ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу обратилась в Приморский районный суд Санкт- Петербурга 2 августа 2023 года.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением - в течение шести месяцев с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были возражения, апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 19 марта 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Ефименко А. Ю. - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 19 марта 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.