Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Чуфистова И.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Алком финанс" на решение Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года по административному делу N 3а - 129/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алком финанс" о признании недействующими в части постановления Правительства Ленинградской области N 850 от 22 декабря 2021 года "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", постановления Правительства Ленинградской области N 965 от 26 декабря 2022 года "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Алком финанс" Култаева В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Правительства Ленинградской области Вилаевой М.А, представителя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Макаровой Т.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Правительством Ленинградской области 22 декабря 2021 года принято постановление N 850 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", которое опубликовано на официальном интернет - портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 23 декабря 2021 года и на официальном интернет - портале правовой информации http://pravo.gov.ru 25 декабря 2021 года.
В пункт 48 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Правительством Ленинградской области 26 декабря 2022 года принято постановление N 965 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", которое опубликовано 27 декабря 2022 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В пункт 44 Перечня на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, город Выборг, улица Перспективная, дом 26.
Общество с ограниченной ответственностью "Алком финанс", являющееся собственником нежилого здания с кадастровым номером N, обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими пункт 48 Перечня на 2022 год Постановления N 850, пункт 44 Перечня на 2023 год Постановления N 965.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. При этом уполномоченный орган не установилфактическое использование здания, ограничившись проверкой сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен. Между тем, в здании отсутствуют торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, нежилое здание используется исключительно под склад. Включение объекта недвижимости в перечни неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 мая 2024 года, представитель заявителя ставит вопрос об отмене судебных актов, в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1114.4 кв.м, имеет назначение: нежилое, наименование: здание.
Данный объект недвижимости включен в оспариваемые перечни, составление которых предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка без проведения обследования вида фактического использования находящегося на нем нежилого здания.
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, имеет общую площадь 2100 +/-16 кв.м, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов оптовой торговли.
Собственником нежилого здания и земельного участка, на котором оно расположено, является ООО "Алком финанс".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что объект недвижимости с кадастровым номером N включен в оспариваемые перечни правомерно, поскольку соответствует критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Ленинградской области с 1 января 2004 года вводится налог на имущество организаций в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 25 ноября 2003 года N 98-оз "О налоге на имущество организаций".
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 1000 кв.м и помещения в них (часть 4 статьи 3.1 Областного закона Ленинградской области от 25 ноября 2003 года N 98-оз "О налоге на имущество организаций").
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 850) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 965) определено, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Условия, при наличии одного из которых нежилые здания признаются торговыми центрами, определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 7 установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Виды разрешенного использования земельных участков содержатся в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412. ранее в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Право собственности ООО "Алком финанс" на земельный участок возникло 19 февраля 2013 года, то есть до утверждения Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка вышеуказанному классификатору, в связи с чем, нежилое здание могло быть включено в перечни лишь после его фактического обследования, подлежит отклонению.
Кроме того, объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", также соответствует критериям объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость определенному частью 4 статьи 3.1 Областного закона Ленинградской области от 25 ноября 2003 года N 98-оз "О налоге на имущество организаций".
В настоящем деле множественность, либо неопределенность видов разрешенного использования земельного участка отсутствует, вид разрешенного использования земельного участка является четко определенным и прямо предусматривает использование расположенного на нем строения в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и как верно указано судом первой инстанции указывая в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на признание отдельно стоящего здания торговым центром по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно фактически расположено, законодатель не конкретизирует понятие торгового объекта, указывая лишь на безусловное наименование такого вида разрешенного использования, который предполагает возможность размещения на нем соответствующих объектов, признаваемых торговыми.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для размещения объектов оптовой торговли" является определенным, при этом законодатель не разделяет понятие торгового объекта для оптовой, либо розничной торговли.
При таких обстоятельствах, включение указанного объекта недвижимости в оспариваемые перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен обоснован.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, является торговой деятельностью.
Согласно пункту 1.3 договора аренды недвижимого имущества от 1 февраля 2015 года, заключенному между административным истцом и обществом с ограниченной ответственностью "Алком трейд", нежилое здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, город Выборг, улица Перспективная, дом N 26 площадью 1114, 4 кв.м (1 этаж - 556, 8 кв.м, 2 этаж - 557, 6 кв.м) предоставлено арендодателю для хранения и реализации алкогольной продукции.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе аналогичны доводам, заявлявшимся в суде второй инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласится у Судебной коллегии Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года по административному делу N 3а - 129/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алком финанс"- без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.