Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года по административному делу N 2а-3301/2023 по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Калининградской области к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области о признании незаконным предостережений.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Калининградской области (далее также - Министерство) обратилось в Центральный районный суд г. Калининграда с административными исковыми заявлениями к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области о признании незаконным предостережений (далее также - Территориальный орган Росздравнадзора), объединенными впоследствии судом первой инстанции в одно производство, указав, что 13 января 2023 года и 17 марта 2023 года Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству объявлены предостережения N и N, соответственно, о недопустимости нарушения обязательных требований при оказании медицинской помощи.
В предостережении от 13 января 2023 года N указано на необеспечение Гурьева П.А. льготными медицинскими изделиями - устройством для инфузий Quick Set и резервуаром для инсулиновой помпы ММТ-332-А, а в предостережении от 17 марта 2023 года N указано на необеспечение Чурбановой И.В. лекарственным препаратом с международным непатентованным названием (МНН) Эпотин.
С вынесенными предостережениями Министерство здравоохранения Калининградской области не согласно, полагает их не соответствующими закону и нарушающими права юридического лица, указывая, что они вынесены в адрес ненадлежащего субъекта, поскольку Министерство здравоохранения Калининградской области не осуществляет медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию и являющуюся предметом контроля качества и безопасности медицинской помощи, равно как и не осуществляет деятельность по предоставлению гражданам мер дополнительной социальной поддержки, при этом закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется со стороны Министерства здравоохранения Калининградской области своевременно и в необходимом объеме. Также обращает внимание, что по своему содержанию предостережения не содержат ссылок на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативные правовые акты, сведений о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или привели к нарушению обязательных требований, а также на то, какие меры необходимо принять в пределах своей компетенции по недопущению в дальнейшем нарушений, что влечет невозможность его исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство здравоохранения Калининградской области просило суд признать незаконными предостережения Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области о недопустимости нарушения обязательных требований от 13 января 2023 года N и от 17 марта 2023 года N; признать незаконными действия Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области, выразившиеся в проведении проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении Министерства.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена главный специалист отдела контроля и надзора фармацевтической деятельности Росдзравнадзора по Калининградской области Черникова М.Ф, в качестве заинтересованных лиц - Чурбанова В.И, Гурьев П.А, ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница", ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области", начальник отдела контроля и надзора фармацевтической деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области Логинова Н.Г, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года, административные исковые требования Министерства здравоохранения Калининградской области удовлетворены частично.
Признаны незаконными предостережения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от 13 января 2023 года N и от 17 марта 2023 года N, объявленные Министерству здравоохранения Калининградской области.
В остальной части требований административные иски оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области, поступившей в суд первой инстанции 15 мая 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 мая 2024 года, ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2023 года в части удовлетворения требований, отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года полностью в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13 января 2023 года Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству здравоохранения Калининградской области объявлено предостережение N о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием в пункте на то, что 5 декабря 2022 года Гурьеву П.А, ДД.ММ.ГГГГ, имеющему диагноз: Е10.7 Инсулинозависимый сахарный диабет с множественными отклонениями, инвалидность 1 группы, лечащим врачом ГБУЗ КО "Центральная городская клиническая больница" выписан рецепт серии N на медицинское изделие - "устройство для инфузии MiniMed Quick-set ММТ 399 N 10" - 2 упаковки, однако 19 декабря 2022 года Гурьеву П.А. была отпущена только 1 упаковка этого изделия, то есть льготный рецепт обслужен не в полном объеме.
Кроме того, 17 марта 2023 года Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству здравоохранения Калининградской области объявлено предостережение N о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием в его пункте 3 на то, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, имеющей диагноз: хроническая болезнь почек, стадия 5. Хронический программный диализ от 17.12.2022; С90.0. Множественная миелома, ГБУЗ КО "Центральная городская клиническая больница" рекомендован лекарственный препарат МНН Эпоэтин 200 ME 3 раза в неделю подкожно. 03 марта 2023 года по льготному рецепту серии N от 24 января 2023 года Чурбановой В.И. отпущен лекарственный препарат в количестве 2 упаковок.
Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству было указано на необходимость принять меры к недопущению в дальнейшем нарушений, указанных в пункте 3 предостережений, направить уведомления об их исполнении.
В качестве нормативного обоснования объявленных предостережений казан пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в силу которого к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Следовательно, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и счет средств бюджетов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Калининградской области о признании незаконными действий Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области, выразившиеся в проведении проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении Министерства, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 323, исходил из того, что Территориальный орган вправе проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушения обязательных требований, не повлекших причинение вреда или угрозу его причинения, отметив при этом, что проверка качества медицинской деятельности, непосредственно связанной с обеспечением льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, несмотря на указание об этом в оспариваемых предостережениях, Территориальным органом в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области не проводилась, меры реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ в отношении Министерства не применялись, представления не выносились.
Принимая решение о признании незаконными объявленных Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству здравоохранения Калининградской области предостережений, суд первой инстанции исходил из того, что допустимых и бесспорных доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения Министерством функций по организации обеспечения граждан Калининградской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не представлено, вывод о наличии в деятельности Министерства нарушений сделан без учета фактических данных о закупках и количестве выданных и реализованных льготных рецептов, без проверки деятельности аптечных пунктов и состояния остатков медицинских изделий и препаратов на складе, на основе анализа программного комплекса "Асулон M-Аптека", в котором информация отражается с опозданием. При этом суд установил, что необходимых медицинских изделий и лекарственных препаратов для обеспечения ими Гурьева П.А. и Чурбановой И.В. приобретено Министерством в достаточном количестве, на момент обслуживания рецептов они имелись в Калининградской области (устройства для инфузий - 70 упаковок, препарат МНН Эпоэтин - 133 упаковки), а необеспечение указанных в предостережениях лиц этими изделиями и препаратами было вызвано не бездействием Министерства, а недостатками в работе поликлинических отделений и аптечных пунктов, которые являются структурными подразделениями медицинских организаций.
Судом отмечено, что обжалуемые предостережения не содержат указаний на обязательные требования, которые были нарушены, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, при этом обращено внимание на то, что медицинская помощь Чурбановой И.В. - проведение обмена перитонеального диализа подлежит оказанию в рамках специализированной медицинской помощи в условиях стационара, в связи с чем у Министерства отсутствует обязанность по обеспечению ее лекарственными препаратами для стационарного применения.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В части отказа в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Калининградской области постановленные по делу судебные акты в кассационной жалобе не оспариваются.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, при установленных судами фактических обстоятельствах дела, нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Отношения, возникающие в сфере здравоохранения граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который определяет, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (статья 1).
Согласно пункту 8 статьи 14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 323 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Приказом Минздрава России от 13 августа 2020 года N 844н утверждено Типовое положение о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в силу пункта 11.1.2.1 которого Территориальный орган Росздравнадзора, помимо прочего, осуществляет проведение проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан.
Пунктом 4 части 1 статьи 45 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено, что контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, а именно: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 мая 2010 года N 311 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Калининградской области, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий, лицензированию отдельных видов медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (пункт 1).
В соответствии с подпунктами 2 и 11 пункта 9 Положения Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; обеспечивает принятие соответствующих мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Право на получение льготных медицинских изделий регулируется распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг". Медицинские изделия - тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, устройства для инфузий, резервуары для инсулиновой помпы включены в указанный Перечень.
Вопросы назначения и выписывания медицинских изделий (за исключением технических средств реабилитации) при оказании медицинской помощи, за исключением скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в медицинских организациях, урегулированы Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Согласно пункту 8 названного Приказа для диагностики и лечения хронических заболеваний рецепты на медицинские изделия выписываются на курс лечения и диагностики до трех месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 15 мая 2019 года N 336 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа от 04.05.2018 N 245" утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Калининградской области, в том числе, порядок выдачи рецептов, порядок отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий по выписанным рецептам, порядок формирования номенклатуры и объема лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан.
В данном деле судами, с учетом представленной информации Калининградской областной фармацевтической компании, установлено, что соответствующих медицинских изделий и лекарственных препаратов для обеспечения Калининградской области на дату выписки рецептов имелось в достаточном количестве:
в частности, по состоянию на 5 декабря 2022 года устройств для инфузии MiniMed Quick-set ММТ 399 N 10 в Калининградской области имелось 70 упаковок, при этом в аптечных пунктах ГБУЗ КО "ЦГКБ" - 7 упаковок;
по состоянию на 24 января 2023 года в Калининградской области препарата с МНН Эпоэтин имелось 133 упаковки, в аптечном пункте ГБУЗ КО "ЦГКБ" - 1 упаковка.
По выписанному Гурьеву П.А. 5 декабря 2022 года льготному рецепту серии N на медицинское изделие "Устройство для инфузии MiniMed Quick-set VVN 399 N 10" в количестве 2 упаковок 19 декабря 2022 года ему отпущена 1 упаковка изделий. Вместе с тем, как уже указано выше, на дату выдачи льготного рецепта - на 5 декабря 2022 года, в аптечном пункте ГБУЗ КО "ЦГКБ" имелось на остатке 7 упаковок изделий.
Чурбановой В.И. 24 января 2023 года выписан льготный рецепт на лекарственный препарат с МНН Эпоэтин в количестве 2 упаковок. По этому рецепту 3 марта 2023 года Чурбанова В.И. была обеспечена препаратом в количестве 2 упаковок.
При этом по делу установлено, что заболевание, имеющееся у Чурбановой В.И, предполагает оказание ей специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в соответствии со Стандартом специализированной медицинской помощи при хронической болезни почек в 5 стадии в преддиализном периоде, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1268н и Стандартом специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1271 н, а потому обязанность обеспечить ее лекарственными препаратами для стационарного лечения у Министерства здравоохранения Калининградской области отсутствует.
Министерством здравоохранения Калининградской области по данным фактам проведена проверка, по результатам которой в работе лица, осуществляющего внутренний контроль за деятельностью поликлинического отделения и аптечного пункта, входящего в структуру медицинской организации, в период, подлежащий проверке, выявлены дефекты внутреннего контроля за ведением медицинской документации работниками поликлиники, выдачей медицинских изделий и лекарственных препаратов, имеющихся в аптечном пункте в наличии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к выводу, что установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством здравоохранения Калининградской области, как исполнительным органом государственной власти субъекта, должным образом осуществлялись полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, закупка медицинских изделий производилась в необходимом объеме и на момент обращения за обслуживанием льготных рецептов необходимые медицинские изделия имелись в наличии.
Непосредственно со стороны Министерства здравоохранения Калининградской области какого-либо бездействия, повлекшего нарушение обязательных требований в пределах его полномочий, не допущено. Несвоевременное обеспечение граждан медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по оформленным им рецептам, как установлено судами, явилось следствием ненадлежащей организации работы поликлинических отделений и аптечных пунктов городских больниц, а также отказа законного представителя от получения имеющихся в аптечном пункте медицинских изделий конкретного наименования.
Доводы кассационной жалобы о том, что именно бездействие Министерства привело к недостаткам в их работе связанных с обеспечением граждан необходимыми медицинскими изделиями и медицинскими препаратами по выписанным рецептам, по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, предостережение должно содержать объявление о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагать принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, а также указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт; информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований; а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
В то же время оспариваемые предостережения в нарушение вышеприведенных требований закона не содержат ссылок на обязательные требования, которые были нарушены Министерством здравоохранения Калининградской области, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или приводят к нарушению обязательных требований и какие меры надлежит принять Министерству в целях недопущения нарушений впредь.
При установленных обстоятельствах дела, вывод судов нижестоящих инстанций о том, что оспариваемые предостережения не соответствуют закону и нарушают права административного истца, наличии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска Министерства здравоохранения Калининградской области судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит по существу правильным.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупность таких обстоятельств по делу судами, вопреки доводам кассационной жалобы, в рассматриваемой части установлена.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о несоблюдении Министерством здравоохранения Калининградской области обязательного досудебного порядка урегулирования спора, ранее являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, проверены судами, и обоснованно не признаны состоятельными.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 этой же статьи судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Из приведенной нормы следует, что обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен только в отношении решений или действий (бездействия), указанных в части 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование: решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений; действий (бездействия) должностных лиц.
В данном случае Министерством здравоохранения Калининградской области оспариваются предостережения, которые в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 45 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" являются одним из видов профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами, и не относятся к решениям, действиям (бездействию), указанным в части 4 статьи 40 указанного Федерального закона.
В этой связи оснований для оставления административных исков Министерства без рассмотрения по причине несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора у суда первой инстанции не имелось, заявленные требования обоснованно рассмотрены по существу.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами правильно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.