Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.В, судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аншукова М. А, действующего как законный представитель Аншукова Д. М. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 8 ноября 2023 года по административному делу N 2а - 1995/2023 по административному исковому заявлению Аншукова М. А, действующего как законный представитель Аншукова Д. М, о признании незаконным решения комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Аншуков М.А, действующий как законный представитель Аншукова Д.М, обратился в суд с административным иском об оспаривании выданного 17 февраля 2023 года военным комиссариатом городов Архангельск и Новодвинск. Приморского и Соловецкого районов Архангельской области направления N 637 для прохождения дополнительного обследования.
В обоснование заявленных требований указал, что его сын "данные изъяты", в феврале 2023 года проходил мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет. По результатам медицинского освидетельствования 17 февраля 2023 года Аншукову Д.М. вручено направление N 637 для прохождения дополнительного обследования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области "данные изъяты" Полагает данное направление нарушающим права и законные интересы сына, так как оно выдано неуполномоченным лицом, без учета наличия у Аншукова Д.М. иных заболеваний, препятствующих прохождению военной службы и требующих проведения дополнительных обследований.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 8 ноября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 29 мая 2024 года, административный истец просит об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал на неверную оценку судами представленных доказательств.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как следует из представленных материалов. "данные изъяты" в феврале 2023 года проходил мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет. По результатам медицинского освидетельствования 17 февраля 2023 года ему было вручено направление N 637 для прохождения обследования врачом-окулистом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "данные изъяты"
В соответствии со статьей 32 Расписания болезней наличие данного заболевания и степень его выраженности подлежит учету как при решении вопроса о годности к прохождению военной службы, так и при определении перечня родов войск, где возможно прохождение такой службы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что у призывной комиссии имелись основания направить Аншукова Д.М. для дополнительного обследования профильным специалистом. Оспариваемое решение прав и законных интересов лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет, не нарушает, так как направлено на принятие правильного, основанного на объективных данных о состоянии здоровья данного лица решения о годности к военной службе. Отдельные недостатки в оформлении данного документа не свидетельствуют о наличии оснований для признания его незаконным.
Кроме того, суд правомерно пришел к выводу о том, что в ходе медицинского освидетельствования Аншуков Д.М. о наличии иных заболеваний не заявлял, соответствующих медицинских документов не представлял. Аншуков Д.М. при повторном медицинском освидетельствовании не лишен возможности заявить о наличии у него иных заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, а также представить соответствующую медицинскую документацию.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с третьим абзацем пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при первоначальной постановке на воинский учет осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Граждане при постановке на воинский учет проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по категориям от А до Д (пункты 1 и 2 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, включающие в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе определены Приложением N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно третьему абзацу пункта 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, гражданину, нуждающемуся по заключению врача-специалиста в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций. на руки выдается направление, заполненное врачом-специалистом. вынесшим соответствующее заключение, подписанное военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверенное печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также 2 экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина.
Наличие в силу пункта 13(1) Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, обязанности до начала проведения мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, истребовать из медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы сведений, характеризующих состояние здоровья граждан, подлежащих освидетельствованию, не исключает наличие у проходящих такое освидетельствование лиц обязанности заявить о наличии объективных жалоб на состояние здоровья.
Судами установлено что повторное медицинское освидетельствование с учетом результатов дополнительного обследования, назначенное на 28 февраля 2023 года, не состоялось. Итоговое решение о годности Аншукова Д.М. к военной службе по категориям от А до Д в соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не принято.
Таким образом. Аншуков Д.М. при повторном медицинском освидетельствовании не лишен возможности заявить о наличии у него иных заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, а также представить соответствующую медицинскую документацию.
В кассационной жалобе заявитель просит дать иную оценку доказательствам, содержащимся в материалах дела.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 8 ноября 2023 года по административному делу N 2а - 1995/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Аншукова М. А, действующего как законный представитель Аншукова Д. М. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 8 ноября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.