Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Корнюшенкова Г.В.
судей Рябинина К.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Русанова Д. В. на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 марта 2024 года по административному делу N 2а - 1304/2023 по административному исковому заявлению Русанова Д. В. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Русанов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
В обоснование заявленных требований указал, что с 22 января 2022 года по 18 марта 2023 года содержался в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области".
16 декабря 2022 года в связи с острой зубной болью обратился к врачу стоматологу здравпункта N 5 филиала "Больница" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 51 Федеральной службы исполнения наказаний" которым после осмотра была дана рекомендации по удалению зуба в плановом порядке.
Вместе с тем, за весь период содержания в следственном изоляторе он медицинскую помощь в связи с острой зубной болью не получал. Зуб вылечили только по прибытию его в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.
Административный истец просил суд взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, в размере 180 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Мурманской области, ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, в качестве заинтересованного лица - врач здравпункта N 5 филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России Коржакова И.Н.
Решением Апатитского городского суда Мурманской области от 5 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 марта 2024 года, административное исковое заявление Русанова Д.В. удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Русанова Д.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 10 000 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 мая 2024 года, заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и указывает на несоразмерность взысканной компенсанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103 - ФЗ).
Правовое регулирование медицинской деятельности, в том числе и в отношении лиц, содержащихся под стражей, осуществляется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно части 1 статьи 26 которого лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Русанов Д.В. в период с 16 октября 2022 года по 19 марта 2023 года содержался в ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Мурманской области.
Согласно медицинской документации Русанов Д.В. "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Из листа назначений следует, что Русанову Д.В. выдавался "данные изъяты" 4, 7, 15, 22, 29 января 2023 года, 3, 4, 9, 10, 14, 15, 16, 21, 25, 26, 27, 28 февраля 2023 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Русанов Д.В. указал на нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий его содержания, что выразилось в несвоевременном и ненадлежащем оказании ему медицинской помощи.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суды первой инстанции, с выводам которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленных нарушений условий содержания административного истца, выразившихся в ненадлежащем оказании медицинской помощи по "данные изъяты", ввиду чего пришёл к выводу о том, что названные нарушения являются чрезмерными и за них подлежит присуждению денежная компенсация, предусмотренная статьёй 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При определении размера денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей, суд исходил из того, что допущенное бездействие не привело к наступлению для административного истца стойких негативных последствий, учитывая фактические обстоятельства дела, установленные дефекты оказания медицинской помощи, продолжительность неоказания административному истцу медицинской помощи, руководствуясь принципом разумности и справедливости.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 марта 2024 года по административному делу N 2а - 1304/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Русанова Д. В. - без удовлетворения.
Решение Апатитского городского суда Мурманской области от 5 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 марта 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.