Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Корнюшенкова Г.В.
судей Мальцевой Е.Г, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Батулиной Дарьи Дмитриевны, Батулина Сергея Алексеевича, Вахрамковой Дарьи Владимировны, Шаровой Татьяны Александровны на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 года по административному делу N 2а-454/2023 по административному исковому заявлению Батулиной Д.Д, Батулина С.А, Шаровой Т.А, Вахрамковой Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконными уведомлений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав и понуждении к осуществлению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя
Батулиной Д.Д, Батулина С.А, Шаровой Т.А, Вахрамковой Д.В. - Калинина В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Батулина Д.Д, Батулин С.А, Шарова Т.А, Вахрамкова Д.В. обратились в Сортавальский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее также - Управление Росреестра по Республике Карелия) о признании незаконными уведомлений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав и понуждении к осуществлению определенных действий.
Административный иск с учетом его уточнения заявлен по тем основаниям, что административным ответчиком сначала приостановлена государственная регистрация прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, затем в государственной регистрации отказано в связи с отсутствием, по мнению государственного регистратора, правовых оснований для предоставления административным истцам указанных земельных участков в собственность без проведения торгов до истечения трехлетнего срока с момента заключения договоров аренды.
Административные истцы просили суд признать незаконными уведомления административного ответчика о приостановлении государственной регистрации прав от 26.12.2022 г. N КУВД-001/2022-56806672/1, от 29.12.2022 г. NN КУВД-001/2022-57327033/1 и КУВД-001/2022-57358079/1, от 16.01.2023 г. N КУВД-001/2022-59025086/5, а также уведомления об отказе государственной регистрации прав от 27.03.2023 г. N КУВД-001/2022-56806672/7, от 29.03.2023 г. NN КУВД-001/2022-57358079/7 и КУВД-001/2022-57327033/7, от 17.04.2023 г. N КУВД-001/2022-59025086/10; обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию прав в отношении данных земельных участков в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Батулиной Д.Д, Батулина С.А, Вахрамковой Д.В, Шаровой Т.А. на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 24 мая 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 5 июня 2024 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 2 апреля 2022 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Шаровой Т.А. заключен договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 786 кв.м, местоположение: Сортавальский муниципальный район, Хаапалампинское сельское поселение, район п. Ниэмелянхови, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Земельный участок предоставляется в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Срок аренды участка - 49 лет с даты подписания договора сторонами. Государственная регистрация договора осуществлена Росреестром 15.04.2022 (номер регистрации N).
21 декабря 2022 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Шарова Т.А. заключили договор купли-продажи указанного земельного участка N, согласно которому Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязалось передать, а Шарова Т.А. принять и оплатить по цене и на условиях данного договора земельный участок с кадастровым номером N. Согласно абзацу второму пункта 1.1 договора земельный участок предоставляется в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
29 декабря 2022 года уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия N КУВД-001/2022-57358079/1 приостановлена государственная регистрация прав в отношении указанного земельного участка. В обоснование принятого решения приведена ссылка на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином.
29 марта 2023 года административным ответчиком вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-57358079/7.
1 августа 2022 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Батулиным С.А. заключен договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 18 753 кв.м, местоположение: Сортавальский муниципальный район, Хаапалампинское сельское поселение, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Земельный участок предоставляется в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Срок аренды участка - 49 лет с даты подписания договора сторонами. Государственная регистрация договора осуществлена Управлением Росреестра по Республике Карелия 08.08.2022 (номер регистрации N).
21 декабря 2022 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Батулин С.А. заключили договор купли-продажи указанного земельного участка N, согласно которому Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязалось передать, а Батулин С.А. принять и оплатить по цене и на условиях данного договора земельный участок с кадастровым номером N. Согласно абзацу второму пункта 1.1 договора земельный участок предоставляется в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
29 декабря 2022 года уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия N КУВД-001/2022-57327033/1 приостановлена государственная регистрация прав в отношении указанного земельного участка. В обоснование принятого решения приведена ссылка на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином.
29 марта 2023 года административным ответчиком вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-57327033/7.
1 августа 2022 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Батулиной Д.Д. заключен договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 25 000 кв.м, местоположение: Сортавальский муниципальный район, Хаапалампинское сельское поселение, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Земельный участок предоставляется в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Срок аренды участка - 49 лет с даты подписания договора сторонами. Государственная регистрация договора осуществлена Росреестром 05.08.2022 (номер регистрации N).
15 декабря 2022 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Батулина Д.Д. заключили договор купли-продажи указанного земельного участка N, согласно которому Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязалось передать, а Батулина Д.Д. принять и оплатить по цене и на условиях данного договора земельный участок с кадастровым номером N. Согласно абзацу второму пункта 1.1 договора земельный участок предоставляется в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
26 декабря 2022 года уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия N КУВД-001/2022-56806672/1 приостановлена государственная регистрация прав в отношении указанного земельного участка. В обоснование принятого решения приведена ссылка на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином.
27 марта 2023 года административным ответчиком вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-56806672/7.
20 сентября 2022 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Вахрамковой Д.В. заключен договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 25 000 кв.м, местоположение: Сортавальский муниципальный район, Хаапалампинское сельское поселение, район п. Реускула, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей. Земельный участок предоставляется в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Срок аренды участка - 49 лет с даты подписания договора сторонами. Государственная регистрация договора осуществлена Росреестром 22.09.2022 (номер регистрации N- N).
30 декабря 2022 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Вахрамкова Д.В. заключили договор купли- продажи указанного земельного участка N, согласно которому Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязалось передать, а Вахрамкова Д.В. принять и оплатить по цене и на условиях данного договора земельный участок с кадастровым номером N. Согласно абзацу второму пункта 1.1 договора земельный участок предоставляется в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
16 января 2023 года уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия N КУВ Д-001/2022-59025086/5 приостановлена государственная регистрация прав в отношении указанного земельного участка. В обоснование принятого решения приведена ссылка на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином.
17 апреля 2023 года административным ответчиком вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-59025086/10.
26 апреля 2023 года административные истцы обратились с административным иском в суд.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что осуществляющий государственную регистрацию уполномоченный орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий, обжалуемые уведомления приняты в пределах предоставленной компетенции, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы административных истцов.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия согласилась с выводом суда первой инстанции в части законности отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" в редакции, действовавшей на момент сложившихся правоотношений (далее - постановление N 629), допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В дальнейшем действие указанного постановления Правительства Российской Федерации было продлено на 2023 год и на 2024 год.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" регламентировано, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В данном случае, как установлено судами, государственный регистратор вынес оспариваемые уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, а в последствии и об отказе государственной регистрации прав, указав, что участки с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" не могут быть предоставлены в частную собственность без проведения торгов до истечения грех лет с момента заключения договора аренды, то есть фактически сделав вывод об отсутствии оснований для продажи спорных земельных участков на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629.
В силу положений подпункта "а" пункта 1 постановления N 629, наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, допускается продажа без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленного в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как следует из пункта 1.2 договоров аренды спорных земельных участков, прошедших государственную регистрацию, земельные участки предоставляются в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 (далее - Классификатор), вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" подразумевает под собой ведение сельского хозяйства. Данный вид разрешенного использования включает в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" включает в себя и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках" (пункт 1.16 Классификатора).
Таким образом, по общему правилу, земельные участки с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" и "для сельскохозяйственных целей", включающие в себя и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", подпадают под действие положений подпункта "а" пункта 1 постановления N 629 и могут быть предоставлены в собственность без проведения торгов и без соблюдения трехлетнего срока владения земельными участками, установленного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В то же время судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что юридически значимым обстоятельством по данному делу является вопрос о том, предназначены ли предоставленные в аренду земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства не только по сведениям ЕГРН и наименованию вида разрешенного использования, но также и по фактическому нахождению земельных участков на землях, использование которых, согласно закону, возможно для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункты 1 и 4).
В силу положений статей 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент не присваивает землям статус земель сельскохозяйственных угодий.
Пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для уже существующих земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года и не утратившем своей актуальности на момент рассмотрения настоящего административного дела, отмечено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Вместе с тем федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленным в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 25 марта 2009 года N 1277-ЗРК не допускается использование в других целях особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных в перечень земель, утверждаемый Правительством Республики Карелия.
В Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 июля 2009 года N 271р-П, включены: пашни, залежи, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов; пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды; пашни, залежи, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, находящиеся в фонде перераспределения земель, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов; пашни, залежи, осушенные, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Судом апелляционной инстанции установлено и доводами кассационной жалобы не опровергается, что вышеуказанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет в 2022 году, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, за исключением земельного участка с кадастровым номером N, имеющего вид разрешенного использования, согласно сведениям ЕГРН, - "для сельскохозяйственных целей".
В силу правовой позиции, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 75-КАД22-1-КЗ, нахождение земельного участка в территориальной зоне СХ-3 "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения земель, на которых расположен земельный участок, к сельскохозяйственным угодьям. Судам необходимо установить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий либо он выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности.
С этой целью судом апелляционной инстанции была запрошена информация в филиале ППК "Роскадастр" по Республике Карелия из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами N, N и N расположены на землях, закрепленных за совхозом "Большевик" (о чем свидетельствуют фрагменты планово-картографического материала по материалам инвентаризации земель совхоза "Большевик", 1989 г.) и относятся к угодьям (земельные участки с кадастровыми номерами N и N частично относятся к пастбищам, а земельный участок с кадастровым номером N относится к пашням).
Земельный участок с кадастровым номером N расположен на землях подсобного хозяйства Мейерского дома-интерната (на что указывают фрагменты планово-картографического материала по материалам полной инвентаризации земель подсобного хозяйства Мейерского дома-интерната, 1988 г.) и также относится к угодьям (частично к пашням, частично к естественным сенокосам).
Отнесение спорных земельных участков к угодьям подтверждается также сведениями администрации Сортавальского муниципального района, представленными по запросу суда апелляционной инстанции, в соответствии с которыми из имеющихся картографических материалов, полученных в результате инвентаризации мелиорированных земель совхоза "Большевик", земельные участки с кадастровыми номерами N и N частично расположены в пределах мелиорации с осушительной мелиоративной системой (пастбища). Земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен в пределах мелиорации с осушительной мелиоративной системой (пашни), таким образом, являясь землями сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с кадастровым номером N расположен за пределами мелиорации с осушительной мелиоративной системой (пашни).
Таким образом, судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что вышеуказанные земельные участки до и после постановки на государственный кадастровый учет находятся на землях сельскохозяйственных угодий (территории бывшего совхоза "Большевик" и Мейерского дома-интерната).
Доказательств того, что спорные земельные участки выбыли из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности, в материалы дела не представлено. Судами такие обстоятельства не установлены.
Поскольку указанные земельные участки передаются в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на полевом участке, то есть требуется изменение вида разрешенного использования, а в силу указанных выше правовых норм это невозможно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности отказа органа кадастрового учета в осуществлении регистрационных действий в связи с тем, что спорные земельные участки не предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, то есть не подпадают под действие положений подпункта "а" пункта 1 постановления N 629.
При установленных конкретных фактических обстоятельствах дела, которые доводами кассационной жалобы не опровергаются, оснований не согласиться с приведенным выводом суда апелляционной инстанции судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Несогласие подателей кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Батулиной Дарьи Дмитриевны, Батулина Сергея Алексеевича, Вахрамковой Дарьи Владимировны, Шаровой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.