Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 ноября 2006 г. N Ф04-2188/2006(27964-А81-20)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Надымгазпром" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Главному Управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее - ГУ ФРС, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Надымского отдела ГУ ФРС от 28.04.2005 об отказе в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда и обязании Надымского отдела ГУ ФРС зарегистрировать данный договор.
К участию в деле привлечены заинтересованные лица - федеральное государственное учреждение "Надымский лесхоз" (далее - лесхоз), управление Федерального агентства лесного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением от 22.11.2005 (судья М.) заявленные требования удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Надымского отдела ГУ ФРС в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 28.04.2005 в части отказа в связи с несоответствием содержания договора требованиям действующего законодательства и отсутствием заявления от имени Российской Федерации на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, переданный в аренду ООО "Надымгазпром".
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2006 решение отменено в части отказа в признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды в связи с отсутствием кадастрового плана арендованного участка. В этой части принято новое решение.
Признан незаконным отказ Надымского отдела ГУ ФРС в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 01.12.2004 N 1 общей площадью 3 га под размещение базы отдыха на р. Лонг-Юган, расположенного на землях лесного фонда Надымского лесхоза (Надымское лесничество) в лесах первой группы в квартале N 814, выдел 18 в части отказа в связи с непредставлением кадастрового плана участка лесного фонда.
Суд обязал Надымский отдел ГУ ФРС зарегистрировать указанный договор аренды участка лесного фонда в отсутствие кадастрового плана участка лесного фонда.
В кассационной жалобе ГУ ФРС просит отменить принятое постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции. Заявитель настаивает на том, что для государственной регистрации спорного договора необходим кадастровый план участка лесного фонда. Вывод суда апелляционной инстанции об обратном противоречит нормам материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Надымгазпром" считает доводы кассационной жалобы не обоснованными и подлежащими отклонению. Полагает, что представление кадастрового плана является обязательным при аренде земельного участка ,а не участка лесного фонда согласно п.6 "инструкции о порядке регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Просит оставить обжалуемое постановление без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель "Надымгазпрома" в заседании суда кассационной инстанции просил оставить обжалуемое постановление без изменения.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Распоряжением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.12.2003 N 1168-р для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей заявителю был предоставлен в аренду сроком на 5 лет участок лесного фонда, площадью 3 га, расположенный на землях лесного фонда Надымского лесхоза.
ООО "Надымгазпром" и лесхозом 01.12.2004 был заключен договор аренды указанного участка лесного фонда, с заявлением о государственной регистрации которого впоследствии и обратился ООО "Надымгазпром".
Надымский отдел ГУ ФРС 28.04.2005 отказал в государственной регистрации договора аренды на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 Положения об аренде участков лесного фонда. В обоснование отказа регистрирующий орган указал на то, что представленный на государственную регистрацию договор аренды не соответствует требованиям Положения об аренде участков лесного фонда, не содержит условий об ответственности за нарушение договорных обязательств, порядка возмещения убытков и оснований расторжения договора. Кроме того, к договору не приложено заявление от имени Российской Федерации на государственную регистрацию ее права собственности и не представлен кадастровый план участка.
Принимая решение, суд первой инстанции счел, что, отказывая заявителю в регистрации права в связи с несоответствием содержания договора аренды участка лесного фонда требованиям Положения об аренде участков лесного фонда, регистратор вышел за пределы предоставленных ему прав по проведению правовой экспертизы документов. Регистрирующему органу не предоставлено право оценивать условия договора на наличие данных, позволяющих признать договор заключенным. Право судить о том, что договор не заключен и не соответствует требованиям законодательства, предоставлено только суду.
Вместе с тем суд счел правомерным отказ регистрирующего органа в регистрации права в связи с отсутствием кадастрового плана участка лесного фонда.
При этом суд исходил из того, что леса являются объектом недвижимости, неразрывно связаны с землей и в соответствии с требованиями статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды участка должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект аренды. Кадастровый план должен быть приложен к договору. Заявитель обжаловал решение суда в этой части в апелляционную инстанцию суда.
Пересматривая решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством (в частности, статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") не предусмотрено представление кадастрового плана участка лесного фонда при проведении государственной регистрации договоров аренды таких участков. Установив правовой смысл пунктов 6, 8 Инструкции "О порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда и прав на участки лесного фонда", апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что для государственной регистрации договоров аренды участка лесного фонда необходимы план участка лесного фонда и документы, содержащие описание участка. Поскольку в регистрирующий орган заявителем была представлена выкопировка плана лесонасаждений Надымского лесничества с обозначением арендуемого участка лесного фонда и план участка лесного фонда, суд апелляционной инстанции счел, что заявитель исполнил требования статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации в части предоставления данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору.
Требование регистрирующего органа о предоставлении для проведения государственной регистрации права кадастрового плана участка лесного фонда, суд посчитал неправомерным на том основании, что земельный участок и лес являются различными объектами гражданских прав и в силу статей 9 и 22 Лесного кодекса Российской Федерации участок лесного фонда не может быть приравнен к земельным участкам. На основании анализа представленных в дело документов, суд также счел, что предоставление кадастрового плана участка лесного фонда невозможно в связи с отсутствием порядка ведения государственного лесного кадастра.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав является не представление документов, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции правильно установлены и оценены фактические обстоятельства дела. Согласно статье 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество надлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В приложении к договору аренды земельного участка имеется выкопировка из плана лесонасаждений Надымского лесхоза позволяющая определенно установить объект аренды и кадастровый план земельного участка не требуется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2006 по делу N А81-3333/05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2006 г. N Ф04-2188/2006(27964-А81-20)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2006, N 5