Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2023 года (N 2а-9685/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2024 года по административному исковому заявлению Гапич А.М. к УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гапич А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении в период с начала февраля 2023 года по 1 сентября 2023 года техническими средствами реабилитации, такими как "данные изъяты", взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 250 000 рублей, возложении обязанности обеспечить техническими средствами ИПРА в полном объеме. В обоснование заявленных требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, является инвалидом N группы. В индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее ИПРА) содержатся рекомендации по обеспечению за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, такими как "данные изъяты". Однако в полном объеме средствами реабилитации он обеспечен не был.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российская Федерация в лице ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2024 года, административное исковое заявление Гапич А.М. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по необеспечению техническим средством реабилитации - "данные изъяты" осужденного Гапич А.М. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гапич А.М. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей. В удовлетворении требований к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации отказано. В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице ФСИН России, Управлению ФСИН России по Республики Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании бездействия незаконным отказано. В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице ФСРШ России, УФСИН России по Республики Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН по Республики Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о возложении обязанности по обеспечению средствами ИПРА инвалида ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 591.5.11/2022 отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 29 мая 2024 года, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, завышенном размере взысканной судом компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, Гапич А.М. с 31 января 2017 года по настоящее время отбывает меру уголовного наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
По прибытии в исправительное учреждение Медицинской частью учреждения установлено, что Гапич А.М. имеет инвалидность "данные изъяты" до 1 февраля 2018 года (диагноз: "данные изъяты"), в последующем группа инвалидности продлевалась.
Гапичу А.М. ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида N 115.5.11/2018 от 8 февраля 2018 года, от реализации которой он не отказывался.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2023 года, вступившим в законную силу 5 июня 2023 года, установлено, что 27 июня 2022 года Гапич А.М. выдана новая ИПРА инвалида N 591.5.11/2022, отказа от реализации которой в какой - либо части им также заявлено не было.
Согласно данной ИПРА, Гапич А.М. рекомендованы, в числе прочего: "данные изъяты"
Приведенным решением признано незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выраженное в ненадлежащем обеспечении Гапич А.М. техническими средствами реабилитации инвалида в соответствии с ИПРА. Возложена обязанность на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми обеспечить Гапич А.М. техническими средствами реабилитации инвалида в соответствии с ИПРА инвалида ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 591.5.11/2022. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Гапич А.М. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в размере 25 000 рублей.
Из материалов дела также следует, что "данные изъяты" выданы Гапич А.М. 24 октября 2023 года, о чем имеется его подпись в ИПРА инвалида N 43.104.3.11/2023 от 6 июля 2023 года.
Таким образом, каких-либо мер по обеспечению Гапича А.М. в период с февраля 2023 года до 24 октября 2023 года стороной ответчика не принято.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденного Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года N 222, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что условия содержания административного истца в исправительном учреждении в спорный период не в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, ввиду необеспечения техническими средствами реабилитации в период с февраля 2023 года до 24 октября 2023 года, что явилось основанием для признания незаконным бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по необеспечению техническим средством реабилитации и взыскания в пользу Гапич А.М. соответствующей компенсации в размере 10 000 рублей.
При этом суд не усмотрел оснований для возложения обязанности по обеспечению Гапич А.М. средствами реабилитации, ввиду того, что административный истец обеспечен ими в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованного принятого решения суда, согласился с выводами суда, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследований имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах действующего законодательства с учетом разъяснений высшей судебной инстанции Российской Федерации.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Гапича А.М. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.