Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-185/2023 по кассационной жалобе Анищенко А.В, Фомичевой С.В, Данилюк Е.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года по административному исковому заявлению Фомичевой С.В, Анищенко А.В, Данилюк Е.И. к Министерству градостроительной политики Калининградской области о признании недействующим в части приказа Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года N 129 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории в составе документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 4 мая 2017 года N 617.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего судебный акт подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 4 мая 2017 года N 617 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Самарская - ул. А. Болотова - пер. Ломоносова - ул. Ломоносова в Центральном районе г. Калининграда.
Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года N 129 (далее также - Приказ от 26 апреля 2022 года N 129) внесены изменения в проект межевания территории в составе указанной выше документации по планировке территории, а именно:
-уточнены границы земельного участка с кадастровым номером N (в части входящего контура земельного участка с кадастровым номером N);
-образованы 17 земельных участков, из них пять земельных участков (с 34 по 38) путем перераспределения земельных участков и земель неразграниченной государственной собственности.
Садовому некоммерческому товариществу "Портовик" (далее - СНТ "Портовик") на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, являющийся единым землепользованием с земельным участком с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "земли общего пользования" и расположенным на территории СНТ "Портовик".
Фомичева С.В, Анищенко А.В, Данилюк Е.И, являясь членами СНТ "Портовик" и собственниками расположенных в данном садовом товариществе земельных участков с кадастровыми номерами соответственно N, которые после внесения изменений в проект межевания стали смежными по отношению к пяти образованным путем перераспределения земельным участкам (NN с N), обратились в Калининградский областной суд с административным иском, с учетом уточнения которого просили признать недействующим приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года N 129 в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером N (контур входящего в него земельного участка N) и образования земельных участков N.
В обоснование заявленных требований ссылались на несоблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, выразившееся в непроведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, и на нарушение их прав образованием пяти земельных участков путем перераспределения пяти земельных участков правообладателя Бадулиной С.В. и части находившегося в собственности СНТ "Портовик" земельного участка с кадастровым номером N, с которым ранее граничили их земельные участки, по которому проложены их подземные коммуникации и который использовался ими для прохода к приборам учета электроэнергии.
Административные истцы полагали оспариваемый приказ не соответствующим требованиям части 5.2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предписывающей проводить общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу внесения изменения в проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей; пункту 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему перераспределение земель государственной собственности только для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Кроме того, указывали на отказ администрации городского округа "Город Калининград" Анищенко А.В. в перераспределении спорной территории, мотивированный ее расположением согласно проекту планировки территории в границах находящегося в собственности СНТ "Портовик" земельного участка с кадастровым номером N
Решением Калининградского областного суда от 15 сентября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года решение Калининградского областного суда от 15 сентября 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Фомичевой С.В, Анищенко А.В, Данилюк Е.И. о признании не действующим со дня принятия приказа Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года N 129 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, утвержденной постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 4 мая 2017 года N 617" в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером N (в части входящего контура земельного участка с кадастровым номером N), образования земельных участков NN N путем перераспределения земельного участка и государственных земель, отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 10 июня 2024 года, Анищенко А.В, Фомичева С.В, Данилюк Е.И. ставят вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации гласит, что законодательство о градостроительной деятельности включает настоящий Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно частям 1, 4 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным, конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым:1 актам субъектов Российской Федерации.
Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи (часть 5 статьи 45); подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42); подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43).
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1); установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
На чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы зон действия публичных сервитутов.
В данном случае проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Самарская - ул. А. Болотова - пер. Ломоносова - ул. Ломоносова в Центральном районе г. Калининграда был утвержден постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 4 мая 2017 года N 617 (далее также - Постановление от 4 мая 2017 года).
Проанализировав положения пункта 4 части 3 статьи 8, части 5 статьи 45, статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", постановления Правительства Калининградской области от 25 января 2017 года N 14, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме и официально опубликован.
Данный вывод участниками процесса не оспаривается.
Разрешая заявленные административные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения ввиду следующего.
Судом первой инстанции указано, что на чертеже проекта планировки территории, утвержденной Постановлением от 4 мая 2017 года, выделены существующие элементы планировочной структуры: желтым цветом - границы зон размещения объектов индивидуальной жилой застройки, зеленым цветом - границы СНТ "Портовик"; границы земельных кадастровых участков и земельных отводов отображены линиями зеленого цвета; в кадастровом квартале N земельные участки N отображены как смежные по отношению к земельному участку N, который в свою очередь отображен как смежный, в том числе по отношению к двум контурам границ земельного участка N При этом земельные участки : N отображены как ранее образованные, а земельный участок :95 - как ранее образованный земельный участок, границы которого не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером N, границы которого состояли из двух контуров и были установлены в соответствии с земельным законодательством, поставлен на кадастровый учет 29 октября 1993 года, находился на праве постоянного бессрочного пользования у ТОО "ФЭП", имел вид разрешенного использования "для строительства индивидуальных жилых домов N N", снят с кадастрового учета 20 февраля 2017 года в связи с его разделом по существующим границам двух контуров на два земельных участка с кадастровыми номерами N.
Земельные участки N поставлены на кадастровый учет в 2016 году, их границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Между земельными участками N, имевшими геодезические границы, и контуром N 2 земельного участка с кадастровым номером N (земельный участок с кадастровым номером N после раздела), границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, на проекте планировки территории и проекте межевания в его составе отображен только один существующий земельный участок СНТ "Портовик" с кадастровым номером N.
Земельный участок с кадастровым номером N входит в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером N, поставленного на кадастровый учет 3 апреля 2002 года, имеющего вид разрешенного использования "земли общего пользования" и находящегося в собственности СНТ "Портовик" с 8 декабря 2014 года.
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 18 апреля 2019 года N 136 (не оспаривается административными истцами) по результатам рассмотрения обращения Бадулиной С.В. утвержден проект межевания территории в границах переулка Ломоносова - внутриквартальных проездов - улицы Андрея Болотова в г. Калининграде, которым осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 39:15:120907:246 с образованием пяти земельных участков (на графической части проекта номера участков N N).
Образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N пять земельных участков поставлены на кадастровый учет 17 мая 2019 года, имеют установленные в соответствии с земельным законодательством границы, вид разрешенного использования "блокированная жилая застройка", им присвоены кадастровые номера: N.
Оспариваемым Приказом от 26 апреля 2022 года N 129 внесены изменения, в результате которых, как указано в основных текстовой и графической частях проекта, образованы пять земельных участков N N с видом разрешенного использования "блокированная жилая застройка" путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и государственных земель, а именно:
-путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 226+1-6 кв.м. и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образован земельный участок с кадастровым номером N (N) площадью 257 +/- 6 кв.м.;
-путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 306+/-7 кв.м. образован земельный участок с кадастровым номером N (N) площадью 341 +/- 6 кв.м.;
-путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 221+1-6 кв.м. образован земельный участок с кадастровым номером N (N) площадью 257 +/- 6 кв.м.;
-путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 226+1-6 кв.м. образован земельный участок с кадастровым номером N (N) площадью 257 +/- 6 кв. м;
-путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 351+/-6 кв.м. образован земельный участок с кадастровым номером N (N) площадью 380 +/- 6 кв.м, которые переданы в собственность: Бадулиной С.В. 9 февраля 2023 года (кадастровый N); Новик А.И. и Новик А.В. 5 апреля 2023 года (кадастровый N); Череднику С.А. 27 июня 2023 года (кадастровый N), и в аренду: Стрикунову С.Н. 1 июня 2023 года (кадастровый N) Сенченко Я.А. 22 мая 2023 года (кадастровый N).
Административные истцы полагали, что данным нормативным правовым актом изменены границы находящегося в собственности СНТ "Портовик" земельного участка с кадастровым номером N (контур земельного участка с кадастровым номером N) с видом разрешенного использования "земли общего пользования", которые установлены по границам находящихся в собственности административных истцов земельных участков с кадастровыми номерами N, а образовавшаяся территория между данными земельными участками и земельными участками с кадастровыми номерами N перераспределена с последними с образованием новых земельных участков N N (приведены номера участков на графической части проекта), а в образованные земельные участки включена часть земельного участка, находившаяся в собственности СНТ "Портовик", что нарушает интересы административных истцов как членов СНТ "Портовик", поскольку произошло незаконное изъятие частной собственности; на изъятой части земельного участка, относившейся к землям общего пользования СНТ "Портовик", проложены подземные коммуникации административных истцов; данная часть земельного участка использовалась административными истцами для прохода к приборам учета электроэнергии, который теперь возможен только путем обхода территории всех пяти образованных земельных участков заинтересованных лиц.
Проанализировав имеющуюся в деле на момент принятия решения документацию по планировке территории с проектом межевания в ее составе, утвержденную Приказом от 4 мая 2017 года N 617 и Приказом от 26 апреля 2022 года N 129, суд первой инстанции пришел к выводу, что образование пяти земельных участков осуществлено путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и земельного участка, отображенного в утвержденном 4 мая 2017 года проекте планировки как земельный участок СНТ "Портовик", в проекте межевания - как земельный участок с кадастровым номером N.
Также суд первой инстанции указал на то, что, настаивая на том, что образование пяти земельных участков осуществлено за счет перераспределения земель общего пользования, неразграниченной государственной собственности, представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области не смогла пояснить, почему в утвержденной 4 мая 2017 года документации по планировке территории с проектом межевания в ее составе указанная территория обозначена как находящийся в частной собственности СНТ "Портовик" земельный участок с кадастровым номером N, и именно по этому основанию администрацией городского округа "Город Калининград" в 2018 году было отказано административному истцу Анищенко А.В. в перераспределении данной территории и принадлежащих ему на праве собственности смежных земельных участков, однако, в 2021 году без внесения каких-либо изменений в утвержденные 4 мая 2017 года нормативные правовые акты оспариваемым приказом эта же территории, поименованная как государственные земли, перераспределена с земельными участками, правообладателем которых являлась Бадулина С.В.
Кроме того, представитель администрации городского округа "Город Калининград" настаивала на том, что названным органом местного самоуправления 1 сентября 2021 года был согласован проект внесения изменений в проект межевания только в целях раздела на пять земельных участков земельного участка с кадастровым номером N (второй контур ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером N), а не образования спорных земельных участков, в отношении которой документы не предоставлялись.
При этом суд первой инстанции согласился с тем, что Приказом от 26 апреля 2022 года N 129 внесены изменения в проект межевания и в части раздела на пять земельных участков земельного участка с кадастровым номером N, но в указанной части нормативный правовой акт не оспаривается.
Также суду администрацией городского округа "Город Калининград" были представлены документы о согласовании только раздела земельного участка с кадастровым номером N, а именно: обращение Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию в администрацию ГО "Город Калининград" от 30 июля 2021 года N 6068-ААГ о согласовании внесения изменений в проект межевания на основании обращения Бадулиной С.В. и ответ администрации городского округа от 1 сентября 2021 года, которым изменения согласованы.
Суд обратил внимание на то, что, ссылаясь на указанные выше документы Министерство градостроительной политики Калининградской области в письменных возражениях приводило доводы о согласовании администрацией городского округа "Город Калининград" изменений в проект межевания уже в части образования пяти земельных участков путем перераспределения земельных участков и государственных земель, в то время как в указанных письмах вопрос о перераспределении земель не рассматривался, а впоследствии представитель названного органа представила в судебное заседание документы, касающиеся согласования администрацией городского округа "Город Калининград" перераспределения спорной территории.
Письмом от 6 апреля 2021 года N 2518-ААГ Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию просит администрацию городского округа "Город Калининград" высказать позицию относительно возможности перераспределения земельных участков правообладателя Бадулиной С.В. с землями государственной неразграниченной собственности, которое содержит фрагмент проекта межевания территории, утвержденного Приказом от 4 мая 2017 года N 617 в составе документации по планировке территории, в котором предлагаемая к перераспределению территория, поименованная в письме как земли государственной неразграниченной собственности, отображена как земельный участок с кадастровым номером N, находящийся в частной собственности СНТ "Портовик", а на день согласования данный земельный участок имел иные границы за счет образования из него земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", который с 14 декабря 2016 года находится в собственности административного истца Анищенко А.В. (согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером N, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером N).
По мнению суда первой инстанции, изложенное в совокупности со сведениями утвержденных проекта планировки с проектом межевания в ее составе в части, относящейся к спорной территории, доводы стороны административного ответчика о нахождении спорной перераспределенной территории в государственной собственности не подтверждает.
Кроме того, полагал, что согласно внесенным в проект межевания изменениям перераспределение осуществлено за счет государственных земель, а не находящегося в государственной собственности земельного участка, которым является часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации), в то время как в проекте межевания данная территория отражена как поставленный на кадастровый учет земельный участок, границы которого не определены в установленном земельном законодательстве порядке.
Оценивая представленные представителем заинтересованных лиц - правообладателей пяти образованных путем перераспределения земельных участков - акты согласования СНТ "Портовик" в лице председателя Ткачука В.Б. местоположение границ земельного участка СНТ "Портовик", суд первой инстанции указал, что законным представителем СНТ "Портовик" Ткачуком В.Б. согласовано местоположение границ образуемых путем перераспределения земельных участков относительно границ смежного с ними и находящегося в собственности СНТ "Портовик" земельного участка с кадастровым номером N с входящим в его состав земельным участком с кадастровым номером N.
Вместе с тем, такое согласование состоялось 18 сентября 2022 года, то есть после утверждения 26 апреля 2022 года административным ответчиком оспариваемых изменений в проект межевания и после заключения 29 июня 2022 года администрацией городского округа "Город Калининград" соглашений о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находившихся в правообладании заинтересованных лиц.
Оценив представленные акты согласования местоположения границ земельных участков, суд первой инстанции нашел их не имеющими доказательственного значения для проверки в порядке абстрактного нормоконтроля приказа от 26 апреля 2022 года N 129 на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.
По мнению суда, из чертежей земельных участков й их частей в составе упомянутых актов видно, что председателем СНТ "Портовик" Ткачуком В.Б. согласовано местоположение границ образуемых путем перераспределения земельных участков относительно находящихся в собственности административных истцов Анищенко А.В, Данилюк Е.И, Фомичевой С.В. земельных участков с кадастровыми номерами N, образованных и поставленных на кадастровый учет в 2016 году, при том, что отраженный в утвержденном Приказом от 4 мая 2017 года N 617 проекте межевания земельный участок с кадастровым номером N на чертежах к актам согласования местоположения границ отображен как часть кадастрового квартала N, а в соответствии с проектом межевания в составе проекта планировки земельные участки с кадастровыми номерами N отображены и являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером N, находившемуся в собственности СНТ "Портовик", что не подтверждает предположения заинтересованного лица о том, что при образовании названных земельных участков по их границе прошла граница земельного участка с кадастровым номером N.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение суда первой инстанции, не согласился с его выводами, руководствуясь следующим.
Из поступивших из филиала ППК "Роскадастр" по Калининградской области документов из ГФДЗ, в частности, выполненных в 1996 году Запводпроектом плана горизонтальной съемки СТ "Портовик" Центрального района, технического отчета о топографо-геодезических работах по инвентаризации земель СТ "Портовик", выкопировки из землеустроительного дела по инвентаризации земель СТ "Портовик" следует, что по состоянию на 1996 год земельный участок, выделенный СНТ "Портовик", имел координаты точек, общую площадь 231 868 кв. м. Между южной границей СТ "Портовик", имеющей форму "молния", и участками членов СТ NN 231, 230, 229, 228 проходила Аллея Садовая по точкам 18б, 18а, 29е, 29б, 29а.
Данные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, которые были представлены в суд первой инстанции.
Так, согласно фрагменту данных Основного чертежа (лист А) проекта планировки с проектом межевания в его составе территории в границах ул. Б. Окружная 1-я - ул. П. Флоренского - ул. Ломоносова - ул. Марш. Борзова - ул. А. Болотова в Центральном районе г. Калининграда, утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 21 декабря 2012 года N 2394 в отношении спорной территории территория СНТ "Портовик" с условным обозначением "ранее образованные и зарегистрированные в ГКН земельные участки". В южной части СНТ "Портовик" между участками N N и границей СНТ имелся участок :1, закрашенный в зеленый цвет и имеющий условное обозначение "озелененные территории общего пользования". Между границей участка N и участка, имевшего в последующем N, с отметкой "под строительство блокированных жилых домов", изображен участок, верхняя граница (по нижней границе участка :1) которого имела контур в виде "молнии", полностью повторяющий изображение по состоянию на 1996 год, с отметкой "уточняемые земельные участки".
Образованные в результате перераспределения земель общего пользования земельные участки, принадлежащие административным истцам с кадастровыми номерами N, согласно оспариваемого проекта планировки с входящим в него проектом межевания, расположены ниже участков СНТ N N), примыкают к границе земельного участка с кадастровым номером N, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером N. При этом форма границы в южной части полностью повторяет изображенную по состоянию на 1996 год в землеустроительном деле.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2); перераспределение земель й (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в " частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных, размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 статьи 38.28), которое осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 38.28); 1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29); перераспределение таких земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28).
При этом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 мая 2010 года по делу N 71-КА19-1, наличие утвержденного проекта межевания территории не является безусловным и единственным основанием для заключения соглашения о перераспределении земель.
Администрацией городского округа "Город Калининград" было дано согласие на проведение мероприятий по разработке проекта межевания территории с целью перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена (земельные участки N N), и земельных участков заинтересованных лиц, и образования земельных участков с разрешенным использованием "блокированная жилая застройка", ввиду чего действия административного ответчика по принятию оспариваемого приказа действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, соглашения о перераспределении земельных участков от 29 июля 2022 года не оспорены и недействительными не признаны.
Образование земельных участков N N осуществлено за счет земель государственная собственность на которые на разграничена, находящихся за пределами земель общего пользования СНТ "Портовик" с N, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером N. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом права административных истцов не нарушены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что Приказ от 26 апреля 2022 года N 129 принят в нарушение требований статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации без проведения публичных слушаний или общественных обсуждений, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия оспариваемого нормативного правого акта ввиду следующего.
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 43 и частью 22 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в случае, если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении: 2) территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Подготовка и принятие проекта планировки и проекта межевания регламентированы статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального. округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, а также для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (части 1 и 2 статьи 43); в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных1 проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования (часть 12 статьи 43).
Следовательно, в зависимости от содержания проекта межевания в виде отдельного документа такие обсуждения, являются обязательными только, если предусмотренные проектом межевания планировочные решения предусматривают установление, изменение, отмену красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего использования.
Приказ от 26 апреля 2022 года N 129, которым внесены изменения в проект межевания, принят в виде отдельного документа и предусматривает внесение изменений только в проект межевания, планировочных решений не содержит, а внесенные изменения заключаются в определении местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков и данные изменения имеют отношения только к участкам с кадастровыми номерами N не затрагивая прав интересов населения и публичных интересов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отказе Фомичевой С.В, Анищенко А.В. и Данилюк Е.И. в удовлетворении заявленных: административных требований.
С учетом установленных по делу обстоятельств решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права обоснованно было отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года без изменения, кассационную жалобу Фомичевой С.В, Анищенко А.В. и Данилюк Е.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 21 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.