Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н, судей Медведкиной В.А, Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконными решения, признании права собственности на нежилое помещение
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 адвоката ФИО5, действующего на основании ордера и доверенности от 08.09.2023, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточнений в порядке статьи 39 ГПК РФ требований просила о признании права собственности на нежилое помещение (гараж) с кадастровым номером "данные изъяты" в порядке приобретательной давности, незаконным решение Комитета от 8 июня 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 27 кв.м под гаражом. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является собственником гаража по адресу: "адрес", по договору дарения N б/н от 24 марта 2020 года, обратилась в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, на котором расположен гараж. Решением от 8 июня 2022 года ей отказано на основании пункта 1 статьи 26, статьи 11.10, пунктов 1, 2 и. 8 статьи 39.15, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2024 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец, повторяя доводы апелляционной жалобы, ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
Представитель КИО СПб в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет", в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами при разрешении настоящего спора.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора дарения от 24 марта 2020 года принадлежит гараж, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 22, 8 кв.м, учетный номер "данные изъяты", по адресу: "адрес" что подтверждается удостоверением на гараж N от 18 мая 2020 года.
Согласно удостоверению на гараж N от 2 сентября 2015 года, ранее учетный номер "данные изъяты", принадлежал "данные изъяты" ФИО1 ФИО6 на основании договора купли-продажи от 25 августа 2015 года.
Согласно дополнительным сведениям, ранее адрес местоположения гаража с учетным номером "данные изъяты" указывался как: "адрес"
Согласно удостоверению на гараж N от 23 октября 2014 года, гараж с учетным номером "данные изъяты", по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 22, 8 кв.м, принадлежал на праве собственности ФИО7 на основании договора купли-продажи от 17 октября 2014 года, заключенного между ФИО8 и ФИО7
Из представленных СПб ГБУ "ГУИОН" архивных документов следует, что первоначально гараж у "адрес", площадью 18 кв.м, был предоставлен в аренду на основании типового договора от 1 июля 1975 года ФИО9 на срок до 1 июля 1977 года, принадлежал на праве собственности ЖЭК N 2 на основании ордера N от 20 июня 1975 года.
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21 ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО10 наследницей по завещанию "данные изъяты" ФИО8 получен кирпичный гараж N по адресу: "адрес" учтенный за наследодателем на основании справки N, выданной 10 сентября 2004 года ПИБ "адрес" на основании типового договора аренды нежилых помещений от 1 июля 1975 года.
Удостоверение на гараж N от 6 сентября 2004 года N по адресу: "адрес" учетный номер "данные изъяты", площадь 22, 8 кв.м, выдано ФИО11
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 2 июля 2022 года N N нежилое здание площадью 94, 4 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" (дата присвоения кадастрового номера 14 сентября 2012 года); выписке из ЕГРН от 6 июля 2022 года N N, нежилое помещение ДД.ММ.ГГГГ площадью 19, 3 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположено по адресу: "адрес"
Письмом от 8 июня 2022 года Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как указанный гараж является частью здания с кадастровым номером "данные изъяты", сведений как об отдельном объекте недвижимости указанного гаража в ЕГРН не содержится, право собственности не оформлено, схема составлена без учета требований пункта 4, установленных Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11.10, 15, 39.2, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 209, 218, 219, 222, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", статей 5.2, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в ЕГРН отсутствуют сведения о кадастровом учете гаража, информация о зарегистрированных правах, обременениях в отношении гаража. Гараж, о котором заявляет истец, расположен на земельном участке, являющемся государственной собственностью, сведения об отводе участка для создания объектов недвижимости капитального строительства, выдаче разрешения на строительство не представлены.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как предусмотрено статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ и если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1-13, 15-19, 22, 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления истцу испрашиваемого земельного участка мотивирован ссылкой на подпункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается и на подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ - основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы при подготовке схемы в форме электронного документа, требования к подготовке схемы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
В соответствии с пунктом 6 требований в схеме приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения;
сведения об утверждении схемы: в случае утверждения схемы решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Пунктом 4 требований установлено, что схема подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема, подготовленная в соответствии с вышеуказанными требованиями, в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга для рассмотрения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка представлена не была.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным с указанием органа и порядка подготовки схемы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другими федеральными законами, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено частью 1 статьи 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
При этом в части 3 статьи 35 ЗК РФ указано, что собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно положениям статей 130, 131, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации на осуществление строительства, с соблюдением градостроительных норм и правил, оформлением земельно-правовых отношений для целей строительства.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Объекты, по своим техническим характеристикам не подпадающие под понятие недвижимого имущества, относятся к временным сооружениям.
На момент выдачи удостоверения на гараж на территории Санкт- Петербурга капитальные и иные (некапитальные) гаражи подлежали государственному учету в соответствии с распоряжением мэра от 29 декабря 1994 года N 1329-р.
Государственный учет завершался присвоением объекту уникального учетного (кадастрового) номера и внесением его в технический паспорт для капитальных гаражей и в удостоверение о государственном учете для иных (некапитальных) гаражей.
В целях обеспечения единой политики при оформлении сделок с гаражами на территории Санкт-Петербурга были разработаны Рекомендации Нотариальной Палаты Санкт-Петербурга и Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга от 13 августа 1998 года по вопросу оформления сделок и государственного учета гаражей на территории Санкт-Петербурга, согласно которым под гаражами понимаются строения (помещения), предназначенные для хранения и ремонта автомобилей.
Гаражи могут иметь различные характеристики конструктивных элементов (фундаментов, стен, перегородок, перекрытий, кровли) и элементов благоустройства (отопления, электроосвещения, водоснабжения).
В соответствии с пунктом 1.3 Рекомендаций с точки зрения отнесения гаражей к недвижимому имуществу, право собственности или иные права, на которые подлежат государственной регистрации, различают капитальные и иные (некапитальные) гаражи.
К капитальным относятся гаражи, строительство которых осуществлено на земельном участке, отведенном для этих целей в бессрочное (постоянное) пользование, в пользование на срок более 10 лет или в собственность. К иным (некапитальным) относятся строения, отвод земельного участка для строительства которых осуществлялся на временной основе, то есть на срок до 10 лет.
Поскольку права собственности или иные права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации подлежат государственной регистрации, то основными условиями для государственной регистрации капитальных гаражей, кроме того, являются: соблюдение разрешительного порядка возведения гаражей, установленного строительным законодательством и Правилами застройки Ленинграда, в частности, наличие согласованного и утвержденного проекта, разрешения на производство работ, наличие акта приемки объекта в эксплуатацию, свидетельствующего о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил (п. 1.6 Рекомендаций).
Согласно пункту 1.7 Рекомендаций иные (некапитальные) гаражи с учетом временного характера пользования земельным участком и возможностью их "перемещения" по окончании срока пользования земельным участком, что оговаривалось договором, позволяет отнести их к движимому имуществу. Строительство иных (некапитальных) гаражей также должно быть осуществлено в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами. Государственная регистрация права собственности или иных прав на некапитальные гаражи законодательством не предусмотрена.
Порядок проектирования и строительства в Санкт-Петербурге регламентировался Правилами застройки Ленинграда, утв. решением Исполкома Ленгорсовета от 20 ноября 1959 года N 49-20п, согласно которым все виды строительства допускались лишь при наличии отвода земельного участка под капитальное строительство на праве бессрочного пользования и при наличии разрешения Архитектурно-планировочного управления исполкома Ленгорсовета. Ранее действовали Правила о порядке застройки г. Ленинграда, утв. решением Исполкома Ленгорсовета от 16 июля 1951 года N44-4-6, содержавшие аналогичные положения.
Согласно названным актам все виды строительства, независимо от их назначения и ведомственной подчиненности застройщиков, должны разрабатываться на основании архитектурно-планировочных заданий.
Строительство допускается лишь при наличии оформленного отвода земельного участка под капитальное строительство на праве бессрочного пользования, получения разрешения на строительство и архитектурно- планировочного задания, а также приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта.
В силу постановления Совмина СССР N 949 от 15 сентября 1962 года "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений" все вновь построенные и реконструированные предприятия, здания и сооружения подлежат обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями. В соответствии с законодательством, действовавшим в период создания гаража, для проведения капитального строительства требовалось оформление землеотвода, получения разрешения на строительство, архитектурно-планировочного задания, а также приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Таким образом, для установления того факта, что гараж, построенный до 1992 года, являлся объектом капитального строительства, возведенным с соблюдением всех градостроительных норм и правил необходимо предоставление документов, на основании которых был построен данный гараж, в том числе документов об отводе земельного участка под его строительство.
Таких документов в материалы дела не представлено.
С 1 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ("Закон о гаражной амнистии"), которым внесены изменения в ряд нормативно- правовых актов, регулирующих отношения, связанные с таким видом имущества, как гаражи: создание, оформление прав на них и земельные участки под ними, а также легализация уже существующих гаражей, распространяется на объекты гаражного назначения, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации 30 декабря 2004 года (ст. 6 Федерального закона N 79-ФЗ), и не признанные самовольной постройкой по решению суда или органа исполнительной власти, действует до 1 сентября 2026 года, устанавливает порядок обращения в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении (а при необходимости - образовании) участка под существующим гаражом с приложением документа, подтверждающего факт владения гаражом, уполномоченный орган в случае принятия положительного решения самостоятельно направляет в Росреестр необходимые документы.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок либо государственная регистрация договора аренды земельного участка, на котором расположен гараж, возведенный до 29 декабря 2004 года, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, осуществляются по заявлению органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Указанные регистрационные действия осуществляются на основании предоставления земельного участка для размещения гаража либо договора аренды земельного участка и технического плана гаража (необходим для его учета в случае, если он ранее не был осуществлен).
В данной ситуации отсутствуют доказательства предоставления земельного участка под строительство объекта недвижимости; приемка гаража, как объекта капитального строительства, не осуществлялась, как и отвод земельного участка.
Кроме того, судебная коллегия приняла во внимание, что одноэтажные гаражи, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в ЕГРН, как о помещениях в здании и сооружении, признаются самостоятельными зданиями.
Из сведений ЕГРН следует, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" включает в себя помещения "данные изъяты", назначение помещения ЗН нежилое, вид разрешенного использования отсутствует. Таким образом, кадастровый учет спорного помещения, как здания с назначением "гараж", не производился.
Истец является собственником гаража с учетным номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" спорный объект является частью здания по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты"
Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся сведения, в том числе, о назначение здания (нежилое, многоквартирный дом, жилой дом, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание. Изменение вида объекта на "здание" и его назначения на "гараж" не произведены.
Только лишь технического критерия недостаточно для признания гаража недвижимым имуществом, являющимся объектом капитального строительства, поскольку необходимо соблюдение и юридического критерия, что не нашло подтверждения в ходе разрешения спора. Из материалов дела не следует, что уполномоченному лицу разрешалось возведение именно капитального строения, и были соблюдены все требования к проведению капитального строительства на земельном участке, отведенном для этих целей, произведена приемка объекта в установленном порядке.
Кроме того, само удостоверение на гараж, выданное СПб ГУП ГУИОН истице, содержит указание на спорный объект, как на временное сооружение (л.д. 33).
В связи с изложенным отказ в удовлетворении иска ФИО1 судом второй инстанции признан правомерным.
Довод истца о необходимости привлечения к участию в деле администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, как правопреемника лица, которое возвело спорное строение, не принят судебной коллегией во внимание, поскольку решение суда не может затронуть права и обязанности администрации района, тогда как именно это в силу статьи 43 ГПК РФ является основанием для привлечения к участию в деле третьего лица.
Довод истца о приобретении права собственности на объект в порядке приобретательной давности признан несостоятельным, поскольку владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"), тогда как ФИО1 ссылается на то, что владеет имуществом именно на основании договора, предыдущие собственники также владели имуществом при его приобретении по договору.
Что касается необходимости рассмотрения дела в порядке КАС РФ, то данный довод истца признан противоречащим процессуальному закону, так как в силу части 1 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В окончательной редакции истец просил не только признать незаконным решение ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, но и признать право собственности на имущество в порядке приобретательной давности, данное требование означает наличие спора о праве на имущество, рассматривается в порядке ГПК РФ в соответствии со статьей 33.1 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат правильно примененным нормам материального права.
Все доводы и доказательства, приводимые сторонами в обоснование своих позиций по делу, оценены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда и апелляционное определение содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, результаты оценки представленных в дело доказательств и установленные на их основе обстоятельства дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие ответчика с выводами нижестоящих судов, направлены на их переоценку, между тем, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку не указывают на незаконность действий Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, отказавшего в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с непредставлением схемы, подготовленной в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Выводы суда об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на гараж в силу приобретательной давности вопреки доводам жалобы являются правильными, основанными на положениях статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями по ее применению.
Несогласие истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.