Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шевчук Т.В.
судей Сенчуковой Е.В, Стешовиковой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3628/2023 по иску Селезневой Натальи Васильевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, произвести перерасчет компенсации по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, представителя Главного управления МЧС России по Архангельской области по доверенности Земской Т.Д, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Селезнева Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области) о понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 247-ФЗ), произвести перерасчет данной выплаты.
В обоснование требований указала, что является вдовой погибшего ФИО6, смерть которого наступила в результате исполнения служебных обязанностей.
Приказом начальника Управления внутренних дел Архангельской области от 1 ноября 1996 г. N 192 л/с ФИО6 исключен из списков личного состава в связи со смертью. На момент гибели ФИО6 она состояла с ним в зарегистрированном браке, до настоящего времени в повторный брак не вступала. В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей" истцу назначена пенсия по потере кормильца с 22 января 2019 г. Отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Федеральным законом N 247-ФЗ, полагает незаконным.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 21 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 марта 2024 г, исковые требования удовлетворены.
На УМВД России по Архангельской области возложена обязанность произвести расчет Селезневой Н.В. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 22 января 2019 г, производить ее выплату.
В кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения.
В судебное заседание кассационной инстанции истец Селезнева Н.В, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Селезнева Н.В. является вдовой ФИО6, до настоящего времени в повторный брак не вступала.
Старший лейтенант внутренней службы ФИО6 проходил службу в УГПС УВД Архангельской области в должности инспектора пожарной части N20, его смерть наступила 4 октября 1996 г. в результате исполнения служебных обязанностей.
Приказом начальника УВД Архангельской области от 1 ноября 1996 г. N 192 л/с ФИО6 исключен из списков личного состава с 4 октября 1996 г. в связи со смертью.
Селезневой Н.В. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначена пенсия по потере кормильца с 22 января 2019 г.
15 марта 2022 г. Селезнева Н.В. обратилась в УМВД России по Архангельской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на основании части 2.1 статьи 11 Федерального закона N 247-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявления УМВД России по Архангельской области отказало Селезневой Н.В. в назначении ежемесячной денежной компенсации, указав, что она вправе обратиться в ГУ МЧС России по Архангельской области с заявлением о назначении выплаты ежемесячной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обращаясь в суд, истец полагает отказ УМВД России по Архангельской области незаконным, поскольку она имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, выплата которой ей должна осуществляться по линии МВД России.
Разрешая спор и принимая решение о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, суд первой инстанции, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N7-П, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N17-П), руководствуясь положениями частей 1.1-1.3 статьи 12, части 2 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N1306) и утвержденными Правилами осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, Правила), пришел к выводу, что Селезнева Н.В. не может быть лишена права на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, которая, являясь элементом публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи в связи с гибелью (смертью) сотрудника при исполнении служебных обязанностей, направлена на компенсацию членам семьи.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что условия для назначения оспариваемой ежемесячной денежной компенсации истцом соблюдены (достижение возраста 50 лет, нахождение в браке с погибшим на день гибели и последующее не вступление в брак, а также получение пенсии по случаю потери кормильца) погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, не установилоснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области.
При этом судами не было учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным законом регулируются отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Статьей 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определены меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. Среди этих мер - денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда к месту лечения в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ежемесячное пособие на детей, ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей и другие.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым статья 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ дополнена частями 1.1 - 1.4.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ был принят во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы", в котором Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в данном постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи сотрудника милиции (полиции), погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, и лицам, находившимся на его иждивении, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца и на которых распространяются положения части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (в первоначальной редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), с тем чтобы во всяком случае всем указанным лицам гарантировалась возможность восполнения имущественных потерь, в том числе, если это необходимо, предоставлением ежемесячных выплат, которые в совокупности с другими выплатами обеспечивали бы им получение по крайней мере доли денежного довольствия, приходившегося на каждого из них при жизни сотрудника милиции (полиции) (абзац второй пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П).
Согласно части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 статьи 12, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
К лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, относится супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом (пункт 1 части 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Условия и порядок осуществления выплаты компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, а также правила исчисления денежного довольствия сотрудника, погибшего (умершего) до 1 января 2012 г, или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел до 1 января 2012 г, определяются Правительством Российской Федерации (часть 1.3 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Размер компенсации, установленной частью 1.1 настоящей статьи, увеличивается (индексируется) при увеличении (индексации) окладов денежного содержания. Решение об увеличении (индексации) размера ежемесячной денежной компенсации принимается Правительством Российской Федерации (часть 1.4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Действие статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ с 1 января 2013 г. распространено на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ). Нормы Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, включая положения статьи 12 этого закона, применяются также в отношении лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306) утверждены Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшего специальное звание полиции (далее - сотрудник), или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в браке с ним (ней), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, достигшей возраста 50 лет (достигшему возраста 55 лет) или являющейся (являющемуся) инвалидом.
Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации соответственно (пункт 3 Правил).
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2015 г, в размерах, действовавших на соответствующий год (абзац первый пункта 9 Правил).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя сотрудникам органов внутренних дел материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью, установили систему мер социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. К числу таких мер с 1 января 2015г. относится и ежемесячная денежная компенсация, которая выплачивается членам семей (среди которых супруг или супруга) погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца.
Цель этой ежемесячной денежной выплаты - компенсировать членам семьи сотрудника, в данном случае супруге, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) при выполнении обязанностей службы, осуществляемой в публичных интересах, прекращением вследствие его гибели (смерти) семейных отношений и семейных связей, утратой возможности получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание. Данная выплата наряду с иными мерами социальной поддержки, в том числе пенсией по случаю потери кормильца, предоставляемыми членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, является элементом публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи такого сотрудника, и носит адресный характер, предназначена только тем членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, которые получают пенсию по случаю потери кормильца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 26 декабря 2002 г..N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина", по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и статьи 114 (пункты "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Как установлено судом, старший лейтенант внутренней службы ФИО6 проходил службу в Государственной противопожарной службе УВД Архангельской области в должности инспектора пожарной части N20, его смерть наступила 4 октября 1996 г. в результате исполнения служебных обязанностей.
Право Селезневой Н.В. на получение ежемесячной компенсации в связи со смертью супруга в результате исполнения служебных обязанностей сторонами не оспаривается. За назначением выплаты истец обратилась в МВД в 2022г, в МЧС в 2023г.
Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001г. N 1309 (ред. от 27.10.2011) "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" постановлено преобразовать до 1 января 2002 г. Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, правопреемником Государственной противопожарной службе УВД Архангельской области является МЧС России, а не МВД России.
Кроме того, наличие нормы права, регулирующей вопросы назначения ежемесячной выплаты сотрудникам МВД и приравненных к ним служб, само по себе не предусматривает возложения на органы МВД России функции назначения и выплаты требуемой истцом компенсации.
В соответствии с п. 2, 3 постановления Правительства РФ от 20 октября 2021г. N 1783 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной таможенной службе.
В соответствии с п. 2, 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 октября 2021г. N 1783 ежемесячная денежная компенсация выплачивается а) супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее соответственно - учреждения и органы, сотрудник), или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в браке с ним (ней), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, достигшей возраста 50 лет (достигшему возраста 55 лет) или являющейся (являющемуся) инвалидом.
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной таможенной службе.
В этой связи, суду на основании статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежало разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и надлежащем ответчике по требованиям Селезневой Н.В. о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в связи со смертью супруга в результате исполнения служебных обязанностей. В данном случае МЧС России привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В силу абзаца четвертого статьи 148 и п. 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.
Согласно абзацу второму ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
В нарушение приведенных норм процессуального права суд не поставил на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика МЧС России, тем самым не разрешив спор по существу заявленных истцом требований.
В нарушение статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исправлены выявленные нарушения судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными, в связи с чем, они подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 марта 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.