Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шевчук Т.В, судей Ворониной Э.Н, Сенчуковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3047/2023 по иску Жданова В.В. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, возложении обязанности включить в списки и выделить жилищную субсидию по кассационной жалобе Жданова В.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Жданов В.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с учётом даты постановки на учёт 24 октября 2011 г. по категории "пенсионеры", возложении обязанности включить его в списки граждан и выделить жилищную субсидию.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 13 января 2010 г. он был поставлен на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты по категории "инвалиды", однако уведомлением Минстроя Республики Коми от 2 августа 2021 г. ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием у него на дату постановки на учёт пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Данный отказ считает неправомерным, поскольку с 2 августа 2005 г. он является получателем пенсии по инвалидности, а с 29 апреля 2008 г. пенсии по старости; по данным пенсионного органа продолжительность его стажа работы в районах Крайнего Севера на дату установления страховой пенсии по старости составляет 8 лет 9 месяцев 7 дней, следовательно, с учётом продолжительности нахождения на пенсии в период с 2 августа 2005 г. по 13 января 2010 г. (4 года 5 месяцев 12 дней), с 14 января 2010 г. по 24 октября 2011 г. (1 год 9 месяцев 11 дней), требуемый пятнадцатилетний стаж работы (нахождения на пенсии) в районах Крайнего Севера у него имелся к 24 октября 2011 г, то есть к указанной дате он имел право на постановку на учёт. Администрация МО ГО "Воркута" своевременно не провела проверку правомерности его постановки на учёт 13 января 2010 г. и не снимала его с данного учёта более 10 лет, признавая тем самым его право на получении субсидии.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Жданова В.В. ставится вопрос об отмене решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 февраля 2024 г, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, администрация МО ГО "Воркута" осуществляет полномочия по приёму, проверке документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счёт средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики, постановке их на учёт.
Согласно справке МСЭ-2004 N 3653015 2 августа 2005 г. Жданову В.В. впервые установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию.
13 января 2010 г. Жданов В.В. обратился в администрацию г. Воркуты с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "инвалиды".
Постановлением администрации МО ГО "Воркута" от 15 января 2010 г. N16, утверждён протокол жилищной комиссии, в соответствии с которым Жданов В.В. поставлен на учёт на получение жилья за пределами г. Воркуты с составом семьи один человек с 13 января 2010 г. по категории "инвалиды".
18 января 2011 г. Жданов В.В. также подавал заявление на выделение ему государственного жилищного сертификата выпуска 2012 г. на состав семьи 1 человек.
4 июня 2021 г. Ждановым В.В. подано заявление о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории г. Санкт-Петербурга на состав семьи из одного человека.
2 августа 2021 г. Минстрой Республики Коми уведомил Жданова В.В. о том, что у него отсутствует требуемый пятнадцатилетний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на дату постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, он не имеет права на получение жилищной субсидии.
Из собранных по делу доказательств следует, что в период с 3 декабря 1991 г. по 11 апреля 2002 г. Жданов В.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Ямало-Ненецкий АО, "адрес", откуда убыл в г. Воркуту Республика Коми.
В соответствии с Перечнем, утверждённым Постановлением Совета министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 территория Ямало-Ненецкого автономного округа в спорный период относилась к районам Крайнего Севера.
Согласно копии поквартирной карточки Жданов В.В. в период с 6 сентября 2002 г. по 2 декабря 2014 г. и вновь с 22 мая 2017 г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: ФИО1, г. ФИО1 "адрес". Город Воркута также отнесен к районам Крайнего Севера.
По данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Жданов В.В. жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера не имел и не имеет.
Согласно записям в трудовой книжке Жданова В.В, а также таблице трудовой деятельности, имеющейся в материалах пенсионного дела N080370 Жданов В.В. с 23 сентября 1991 г. по 1 июля 1992 г. работал в Производственном кооперативе "Диорит" при "Ямалнефтегазжелезобетон", с 1 июля 1992 г. по 26 января 1993 г. в ПО "Ямалнефтегазжелезобетон", с 27 января 1993 г. по 29 июня 1993 г. в ТОО "Габбро", с 1 июля 1993 г. по 30 июня 2000 г. в кооперативе "Атлантик", данные периоды работы включены в стаж его работы как работа в районах Крайнего Севера.
С 29 июля 2008 г. Жданов В.В. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как инвалид по зрению, имеющий I группу инвалидности.
Из пенсионного дела следует, что на дату назначения пенсии по старости (29 июля 2008 г.) стаж работы Жданова В.В. в районах Крайнего Севера составил 8 лет 9 месяцев 7 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Ждановым В.В. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 1, 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 г. N115 РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями" с учетом требований, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", исходил из того, что истец является инвалидом первой группы по общему заболеванию, имеет общий стаж работы в районах Крайнего Севера 8 лет 9 месяцев 7 дней, к категории инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, имеющих право на получение жилищной субсидии при отсутствии пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не относится, следовательно, он не имеет права на получение жилищной субсидии вне зависимости от времени его нахождения на пенсии, как по инвалидности, так и по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства.
В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства (ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ).
В абзаце 7 статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ указано, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Жданов В.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию и к категории инвалидов (инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья), имеющих право на получение жилищной субсидии при отсутствии 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не имеет.
Кроме того, судом отмечено, что положения абзаца 7 статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ применяются в целях определения норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, указанным в статье 1 Закона и имеющим право на получение жилищных субсидий. Именно с этой целью для инвалидов 1 и 2 групп учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по инвалидности.
То есть, если инвалид 1 группы по общему заболеванию имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, то у него в силу статьи 1 Закона возникает право на получение жилищной субсидии, при определении размера которой в силу абзаца 7 статьи 7 Закона к его трудовому стажу будет приравнено время его нахождения на пенсии по инвалидности.
Поскольку общий стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 8 лет 9 месяцев 7 дней, то он не имеет права на получение жилищной субсидии вне зависимости от времени его нахождения на пенсии по инвалидности.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы Жданова В.В. об отмене решения суда первой инстанций и апелляционного определения в связи с нарушением судами норм материального права не подлежат удовлетворению, как необоснованные.
Вопреки остальным доводам кассационной жалобы всем представленным доказательствам судом дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жданова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.