Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Какурина А.Н., судей Осиповой Е.М., Телятниковой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области к администрации Старорусского муниципального района, МБУ "Административное управление городским хозяйством" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, по кассационной жалобе администрации Старорусского муниципального района на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 14 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, выслушав возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Старорусский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Старорусского муниципального района МБУ "Административное управление городским хозяйством" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в рамках которого (с учетом последующего уточнения требований) просил обязать ответчиков не позднее 31 декабря 2023 года: устранить дефекты дорожного покрытия автомобильной дороги на пер. Кузнечный в "адрес"; оборудовать смотровые колодцы крышками люка возле домов NА и N на пер. Кузнечный в "адрес"; установить дорожные знаки 3.27 "Остановка запрещена" в количестве 1 шт. и 8.24 "Работает эвакуатор" в количестве 1 шт. на пересечении "адрес" с пер. Дубровна "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия между домами 17 и 15 по "адрес" в "адрес"; оборудовать остановочные пункты по "адрес", 13 в "адрес" в соответствии с нормативными требованиями; установить дорожный знак 5.16 "Место остановки автобуса и/или троллейбуса" у "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия на участке автомобильной дороги от пересечения "адрес" (светофорный объект) до АО "123 АРЗ"; устранить дефекты дорожного покрытия по "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия проезда между домами 17 и 21 по "адрес"; обустроить тротуар по "адрес" в "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия проезда у "адрес" с кадастровым номером земельного участка N; устранить дефекты дорожного покрытия проезда у "адрес" с кадастровым номером земельного участка N; устранить дефекты дорожного покрытия проезда между домами 82-98 "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия проезда между домами 100- 110 "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки содержания автомобильных дорог общего пользования, проведенной Старорусской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами ОГИБДД МОМВД России "Старорусский" установлено несоответствие вышеуказанных автомобильных дорог требованиям нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Определением Старорусского районного суда Новгородской области от 7 ноября 2023 года к участию в деле привлечено ОГИБДД МОМВД России "Старорусский".
Определением от 14 декабря 2023 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 14 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 марта 2024 года, иск Старорусского межрайонного прокурора удовлетворен частично. На администрацию Старорусского муниципального района "адрес" возложена обязанность не позднее 1 октября 2024 года: устранить дефекты дорожного покрытия между домами N - N по "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия проезда между домами N и N по "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия проезда между домами N- N "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия проезда между домами N - N "адрес". На МБУ "Административное управление городским хозяйством" возложена обязанность не позднее 01 октября 2024 года: устранить дефекты дорожного покрытия автомобильной дороги на переулке Кузнечном в городе Старая Русса; оборудовать крышками люки смотровых колодцев, расположенных возле домов NА и N на переулке Кузнечном в городе Старая Русса; оборудовать остановочные пункты по "адрес" у домов N и N в соответствии с нормативными требованиями; установить дорожный знак 5.16 "Место остановки автобуса и/или троллейбуса" у "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия на участке автомобильной дороги от пересечения "адрес" (светофорный объект) до территории АО "123 АРЗ"; устранить дефекты дорожного покрытия по "адрес"; обустроить тротуар по "адрес"; устранить дефекты дорожного покрытия проезда у "адрес" с кадастровым номером земельного участка N устранить дефекты дорожного покрытия проезда у "адрес" с кадастровым номером земельного участка N. В части требований прокурора к администрации Старорусского муниципального района "адрес" и МБУ "Административное управление городским хозяйством" установить дорожные знаки 3.27 "Остановка запрещена" и 8.24 "Работает эвакуатор" в количестве 1 единица соответственно на пересечении "адрес" в "адрес" отказано.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность судебных постановлений по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм процессуального и материального права.
В судебное заседание Третьего кассационного суда общей юрисдикции иные участвующие в деле лица не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 2, 3, 6 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. ст. 3, 13, 15, 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", пришел к выводу о возложении на ответчиков обязанности организовать дорожную деятельность по оборудованию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно: устранить дефекты дорожного покрытия на спорных участках дорог, оборудовать крышками люки смотровых колодцев, оборудовать испрашиваемые остановочные пункты и установить дорожные знаки, а также обустроить тротуар.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (далее - Закон N 257-ФЗ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
В силу ст. 11 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог федерального значения и правил расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно абзацу 36 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Понуждение главного распорядителя к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Также судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым обратить внимание суда на следующее.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (часть 1). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (часть 2).
Согласно части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Судебными инстанциями оставлено без внимания, что фактически заявленные прокурором требования направлены на оспаривание бездействия органа местного самоуправления, связанного с защитой публичных интересов, в связи с чем, при новом рассмотрении суду необходимо обсудить вопрос о виде судопроизводства, в котором подлежит рассмотрению заявленный прокурором иск.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 14 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 6 марта 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.