Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шевчук Т.В, судей Стешовиковой И.Г, Сенчуковой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Давлетова А.С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-1376/2023 по иску Давлетова А.С. к ПАО Банк ВТБ, АО "ДОМ. РФ" о признании незаконным отказа в предоставлении государственной поддержки, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Давлетов А.С. обратился в суд с иском к ПАО "Банк ВТБ", АО "Дом. РФ", и просил признать отказ ПАО "Банк ВТБ" о предоставлении государственной поддержки в виде направления средств на погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту, заключенному между ПАО "Банк ВТБ" и истцом, Давлетовой Г.А, обязать АО "Дом. РФ" направить денежные средства в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, на погашение ипотечного жилищного кредита, по кредитному договору от 22.11.2021 г. N 623/1861-0014198, заключенному истцом, Давлетовой Г.А. с ПАО "Банк ВТБ".
В обоснование заявленных требований истец указал, что обратился в ПАО "Банк ВТБ" с заявлением о погашении задолженности по ипотечному кредиту средствами государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2019 г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 25.02.2022 г. 25.02.2022 г. ПАО "Банк ВТБ" отказано истцу в предоставлении государственной поддержки ввиду несоответствия пункту 7 Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 г. N 1170. Истец указал, что отказ в предоставлении мер государственной поддержки как семье, имеющей троих детей, и ипотечный жилищный кредит, является незаконным, нарушающим право на получение мер поддержки в виде выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному ипотечному кредиту, оформленному в целях приобретения жилого дома, расположенного на земельном участке. Истец полагает, что имеет право на получение меры государственной поддержки, поскольку предоставленные им документы в полном объеме соответствуют условиям и требованиям, предусмотренным настоящим Положением.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2024 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Согласно п. 1 Федерального закона N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу) (п. 2).
Меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом) (п. 4).
Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 1 июля 2023 года заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является:
1) приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
1.1) строительство на территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства;
1.2) приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица объекта индивидуального жилищного строительства, строительство которого не завершено;
1.3) приобретение на территории Российской Федерации доли (долей) в праве общей собственности на объект недвижимости, указанный в пункте 1 настоящей части, при условии, что в результате приобретения такой доли (долей) объект недвижимости поступает в собственность гражданина, указанного в части 2 настоящей статьи, либо в общую собственность супругов;
1.4) уплата (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива, деятельность которого соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", члена жилищно-строительного кооператива или члена жилищного накопительного кооператива, (п. 1.4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 118-ФЗ);
1.5) приобретение на территории Российской Федерации жилого помещения в рамках программ и (или) мероприятий, реализуемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
2) полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пунктах 1-1.5 настоящей части и части 5.1 настоящей статьи;
3) полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации (п. 7).
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 г N 1170 утверждено Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - Положение).
В п. 7 Положения определены условия, которые должны быть соблюдены на дату подачи заявления, в том числе:
б) заемщик (заемщик, обязательства которого обеспечены поручительством) до 1 июля 2023 г. заключил кредитный договор (договор займа) на цели: приобретения по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства, либо приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве);
строительства на территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства;
приобретения по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица объекта индивидуального жилищного строительства, строительство которого не завершено;
приобретения на территории Российской Федерации доли (долей) в праве общей собственности на объекты недвижимости, указанные в абзаце втором настоящего подпункта, в случае, если в результате такого приобретения объект недвижимости поступает в собственность заемщика или поручителя либо в общую собственность супругов, одним из которых является заемщик или поручитель;
уплаты (внесения) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива, который соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", члена жилищно-строительного кооператива или члена жилищного накопительного кооператива, которые соответствуют требованиям пункта 2 или 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
приобретения на территории Российской Федерации жилого помещения в рамках программ и (или) мероприятий, реализуемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами;
приобретения или строительства объектов недвижимости, указанных в абзацах втором - седьмом настоящего подпункта, включая оплату неотделимых улучшений, и (или) оплату ремонта этих объектов и (или) уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключение которых предусмотрено кредитными договорами (договорами займа);
полного погашения кредитов (займов), указанных в абзацах втором - восьмом настоящего подпункта;
полного погашения кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в абзаце девятом настоящего подпункта.
Согласно п. 20 Положения N 1170, обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети "Интернет".
АО "ДОМ.РФ" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 г. N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию", и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
Правлением АО "ДОМ.РФ" утвержден Порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО "ДОМ.РФ" по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей (далее - Порядок).
Согласно п. 8 Порядка взаимодействия между АО "ДОМ.РФ" и кредитором (заимодавцем) при реализации программы поддержки осуществляется в порядке, установленном заключаемым между АО "ДОМ.РФ" и кредитором (заимодавцем) соглашением о сотрудничестве в форме договора присоединения в порядке, установленном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Форма договора о присоединении публикуется в открытом доступе" на официальном сайте АО "ДОМ.РФ" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно п. 10 Порядка рассмотрение кредитором (займодавцем) возможности участия заявителя в реализации мер государственной поддержки осуществляется на основании соответствующего обращения (заявления, заявки) заемщика (поручителя), представленного не ранее даты вступления в законную силу федерального закона и постановления.
Пунктом 11 Порядка установлено, что направление кредитором (займодавцем) заявления о выплате средств государственной поддержки в адрес АО "ДОМ.РФ" осуществляется по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу) только в случае установления кредитором (займодавцем) соответствия представленной заемщиком (поручителем) заявки на участие в программе государственной поддержки требованиям, предусмотренным федеральным законом и постановлением.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.04.2019 г. между ПАО "Сбербанк России" и Давлетовой. Г.А, Давлетовым А.С. (созаемщиками) заключен кредитный договор N 240386, по условиям которого истцу предоставлен кредит в размере 2550000 руб.
В соответствии с п. 11 кредитного договора целевым назначением является приобретение объектов недвижимости: жилой дом, площадь 121, 8 кв. м, количество этажей-2, находящийся по адресу: "адрес" Обеспечением исполнения обязательств заемщиков по кредитному договору является ипотека жилого помещения.
Истец 22.11.2021 г. воспользовался услугой рефинансирования и заключил с ПАО "Банк ВТБ" кредитный договор. Сумма кредита составила 2030000 руб. Поручителем по данному кредитному договору выступила супруга истца.
В соответствии с п.12 указанного кредитного договора цель использования заемщиком кредита: на полное погашение рефинансируемого кредита, а также в части, превышающей полную сумму обязательств по рефинансируемому кредиту на дату его досрочного погашения, - на иные цели потребительского характера.
Рефинансируемый кредит-кредит, полученный заемщиком в рамках договора кредитного от 19.04.2019 г. N 240386 (договор рефинансируемого кредита). Целевое назначение рефинансируемого кредита-приобретение готового жилья.
Обеспечением исполнения обязательств заемщиков по кредитному договору является ипотека жилого помещения - жилого дома, площадь 121, 8 кв. м, количество этажей-2, находящегося по адресу: "адрес"
Истец обратился в Банк с заявлением о погашении задолженности по ипотечному кредиту средствами государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2019 г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст.13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
В соответствии с уведомлением от 25.02.2022 г. истцу отказано в направлении средств государственной поддержки на погашение жилищного кредита (займа), в соответствии с п.7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 г. N 1170, поскольку Банком выявлено несоответствие, а именно, заявление истца не было направлено в адрес АО "ДОМ.РФ" во исполнение п. 11 Порядка.
Разрешая заявленные требования, установив вышеизложенные обстоятельства, оценив представленные доказательства, принимая во внимание, что условиями программы не предусмотрено погашение обязательств рефинансируемого кредита, при этом доказательств, соответствия критериям установленной программой помощи истцом в материалы дела не представлено, кредитные средства не были израсходованы, на цели установленный программой поддержки, что прямо указывает на несоответствие целей кредитного договора, целям Федерального закона N 157-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 г. N 1170, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, отклонив доводы апелляционной жалобы истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судом кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Поскольку кредитные средства не были полностью израсходованы, на цели установленный программой поддержки, что прямо указывает на несоответствие целей кредитного договора, целям Федерального закона N 157-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 г. N 1170, то суды обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения требовании о признании незаконным отказа в предоставлении истцу меры государственной поддержки в виде погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) за счет средств государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2019 г. N 157-ФЗ.
Условиями программы не предусмотрено погашение обязательств по кредитным договорам, целями которого не является приобретение жилого помещения, ИЖС или земельного участка.
Доводы кассационной жалобы в части несогласия с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами, в том числе о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, потому не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Давлетова А.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.