Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Сапарова Максата на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Казани от 2 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сапарова Максата,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Советского районного суда города Казани от 2 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 ноября 2023 года, Сапаров Максат (далее - Сапаров М.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Татарстан.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Сапаров М. ставит вопрос об изменении судебных постановлений посредством исключения из них указания на назначение административного выдворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сапарова М. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданстве административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При этом примечанием к статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.
Отношения, возникающие при осуществлении учёта перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ).
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ определено, что срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В силу положений 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания; учёт по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учётных документах органа, осуществляющего учёт по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учёта.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела усматривается, что Сапаров М. повторно в течение одного года совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, 31 октября 2024 года в 11 часов 05 минут в дежурной части ОП N 12 "Гвардейский" УМВД Российской Федерации по г. Казани выявлен гражданин "данные изъяты" Сапаров М, который прибыл на территорию Российской Федерации 18 декабря 2019 года на основании визы со сроком действия до 25 декабря 2023 года, был поставлен на миграционный учет по адресу: "адрес", однако фактически на протяжении двух месяцев проживал по иному адресу: "адрес". По адресу фактического проживания Сапаров М. не представил принимающей стороне необходимые документы для постановки его на миграционный учет.
Ранее, 24 июля 2023 года постановлением начальника Упрвления по вопросам миграции МВД России Республики Татарстан N 780 Сапаров М. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу 4 августа 2023 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении (л.д. 1-2); протоколом об административном задержании (л.д. 4); протоколом о доставлении (л.д. 5); рапортом (л.д. 6); письменными объяснениями Сапарова М. (л.д. 3); копией вступившего в законную силу постановления от 24 июля 2023 года (л.д. 9-10); данными ФМС России АС ЦБДУИГ и иными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Сапарова М. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьи 26.1 данного Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьёй Верховного Суда Республики Татарстан в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит судебные постановления изменить, исключить из них указание на назначение дополнительного наказания, ссылаясь на чрезмерную строгость данного наказания.
Данные доводы жалобы аналогичны доводам, заявленным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, являлись предметом проверки судьи вышестоящей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении, и не ставят под сомнение наличие в действиях Сапарова М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованность назначения административного наказания в виде административного выдворения.
Вопреки доводам жалобы, судом обоснованно назначено наказание Сапарову М. в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Выводы судов о действительной необходимости назначения последнему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в полной мере мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности.
Сапаров М. 24 июля 2023 гола был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что проживал без постановки на миграционный учет по адресу: город Казань, улица Волочаевская дом 8, квартира 161. Он знал о последствиях неисполнения в последующем требований миграционного законодательства, однако повторно в течение одного года нарушил требования закона.
Использование такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как помещение Сапарова М. в специализированное учреждение Центр временного содержания иностранных граждан, предусмотренное Федеральным законом N 115-ФЗ, осуществлено в соответствии требованиями части 5 статьи 3.10, части 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применено судьёй районного суда с соблюдением критериев обоснованности, пропорциональности и разумности, в целях исполнения назначенного иностранному гражданину административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Порядок привлечения Сапарова М. к административной ответственности не нарушен.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Советского районного суда города Казани от 2 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сапарова Максата оставить без изменения, а жалобу Сапарова Максата - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за повторное нарушение миграционного законодательства, выразившееся в отсутствии миграционного учета. Судебные акты о назначении административного штрафа и выдворения за пределы страны были оставлены без изменения, поскольку меры наказания были обоснованы и соответствовали требованиям закона.