Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 ноября 2006 г. N Ф04-7554/2006(28850-А46-42)(28372-А46-42)
(извлечение)
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Л. (далее - предприниматель Л.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска (далее - Пенсионный фонд), инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее - налоговый орган) о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 5400 рублей.
Решением от 07.08.2006 Арбитражного суда Омской области требования предпринимателя удовлетворены частично. Налоговый орган обязан возвратить предпринимателю страховые взносы в размере 1 800 рублей, уплаченные по квитанциям Сберегательного банка Российской Федерации от 10.06.2006. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в части удовлетворения требований предпринимателя и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В кассационной жалобе предприниматель Л. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению предпринимателя, признанные неконституционными положения Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" нарушили его права с момента фактического применения к нему неконституционных норм и должны быть защищены в судебном порядке не в будущем, а с момента непосредственно нарушения его законным прав и интересов.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы кассационных жалоб, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, требования налогового органа N 505 от 20.07.2004 и N 2233 от 23.05.2005 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5400 руб. были исполнены предпринимателем согласно квитанциям Сберегательного банка Российской Федерации от 10.06.2005 и от 24.02.2005.
Предприниматель полагая, что у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-0 и излишне уплаченные страховые взносы подлежат возврату, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исходя из того, что уплата страховых взносов в размере 3 600 руб. произведена предпринимателем до вступления в законную силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-0, пришел к выводу о том, что налоговый орган обязан возвратить предпринимателю 1 800 руб. страховых взносов, уплаченных после вынесения вышеуказанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенный по делу судебный акт, поддерживает выводы суда и исходит при этом из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона, N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N И 5-ФЗ. Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
В соответствии с выше указанным приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ, администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Принимая решение по делу, арбитражный суд правомерно руководствовался нормами Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Материалами дела подтверждается факт уплаты предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5 400 руб. и налоговым органом не оспаривается. Учитывая изложенное, возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-0, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и подпунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 75 Федерального конституционного закона "О конституционном Суде Российской Федерации", в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения. В случае, если такие специальные условия в постановлении не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный Федеральным конституционным законом "О конституционном Суде Российской Федерации". Юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений, с учетом смысла, который им придан сложившийся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким - либо иным способом.
Арбитражный суд, исходя из того, что определение Конституционного Суда Российской Федерации N 223-0 вступило в законную силу 24.05.2005, сделал правильный вывод об обязании налоговый орган возвратить предпринимателю 1 800 руб. страховых взносов, уплаченных по квитанциям Сберегательного банка Российской Федерации от 10.06.2006 - после вынесения определения Конституционного Суда Российской Федерации N 223-0 от 24.05.2005.
Арбитражным судом обоснованно отказано предпринимателю в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3 600 руб., уплаченных по квитанциям Сберегательного банка Российской Федерации от 24.02.2005 в связи с тем, что определение Конституционного Суда Российской Федерации N 223-0 обратной силы не имеет.
Арбитражным судом правильно применены нормы права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами по спору доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.08.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3785/2006 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2006 г. N Ф04-7554/2006(28850-А46-42)(28372-А46-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании