Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Чиркова Григория Владимировича на вступившие в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда г.Ижевска от 6 июня 2023 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чиркова Григория Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 6 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2024 года, Чирков Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции Чирков Г.В. просит освободить его от наказания, ссылаясь на незаконность судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чиркова Г.В. к административной ответственности) публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся в том числе решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности государства, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10.1 указанного Федерального закона решение об оперативном использовании за пределами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании части 2.1 статьи 10 указанного Федерального закона в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
В соответствии частью 1 статьи 87 Конституции РФ и частью 1 статьи 4 Закона об обороне Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Закона об обороне).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 5 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ N 35-СФ от 22 февраля 2022 года дано согласие Президенту РФ в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции РФ на использование Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил РФ, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории РФ определяются Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ.
24 февраля 2022 года на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания N 35-СФ от 22 февраля 2022 года Президентом РФ принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Из материалов дела следует, что 29 апреля 2023 года в 11 часов 45 минут Чирков Г.В, находясь во втором подъезде дома 14 по ул. Редукторная в г.Ижевск, осуществил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности, а именно на стене лестничной площадки маркером черного цвета нанес надпись: "Слава Украине. Героям слава", графическое изображение в виде креста с загнутыми по часовой стрелке под прямым углом концами, содержащего элементы, имеющие внешнее сходство с нацистской символикой (свастикой).
Лозунг "Слава Украине! Героям Слава!" (укр. "Слава Украiнi! Героям Слава!") - украинское патриотическое приветствие, состоящее из двух фраз. Первая часть приветствия "Слава Украине" активно использовалась украинским национально-освободительным движением начата XX века во времена Украинской народной республики (1917-1920 годы). Вариант "Слава Украине!" с ответом "Героям Слава!" был принят в качестве организационного пароля-приветствия среди членов "Организации украинских националистов" (далее - УНО), лидером которого являлся ФИО4 и "Украинской повстанческой армии" (далее - УПА) в начале Второй мировой войны. С 2018 года оно является официальным приветствием в украинской армии и полиции, а также представителей "Правого сектора". Организации УНО и УПА, "Правый сектор" внесены в реестр организаций, чья деятельность признана запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 25.07.2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Таким образом, тем своими действиями Чирков Г.В. искажал и дискредитировал задачи по использованию Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основании общепринятых принципов и норм международного права.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N6666694882 от 29 апреля 2023 года (л.д.1); протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов от 29 апреля 2023 года (л.д.4-5); протоколом осмотра места происшествия от 29 апреля 2023 года (л.д.6); объяснениями ФИО5 от 29 апреля 2023 года, Чиркова Г.В. от 29 апреля 2023 года, ФИО6 от 29 апреля 2023 года (л.д.7, 8, 9); справкой старшего оперуполномоченного ЦПЭ МВД по УР майора полиции ФИО7 от 29 апреля 2023 года (л.д.13-15); рапортом СОД ДЧ УМВД России по г.Ижевску мл.лейтенанта полиции ФИО8(л.д.19); рапортом оперативного дерюжного ДЧ УМВД России по г. Ижевску старшего лейтенанта полиции ФИО9(л.д.20); рапортами инспектора ППС 2 роты 1111ПСП УМВД России по г. Ижевску капитана полиции ФИО10 и полицейского 2 роты ПППСП УМВД России по г. Ижевску сержанта полиции ФИО11 (л.д.16, 17); видеозаписью, фотоматериалами и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств названными судьями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Действия Чиркова Г.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении Чиркова Г.В. уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. С протоколом Чирков Г.В. был согласен, о чем собственноручно поставил подпись (л.д.1 оборот).
На основании исследования имеющейся совокупности доказательств, всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, судья районного суда и согласившаяся с ним вышестоящая судебная инстанция правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы Чиркова Г.В. судья районного суда пришел к верному выводу о том, что содержание надписи на стене лестничной площадки направлено на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также на искажение и дискредитацию задачи по использованию Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основании общепринятых принципов и норм международного права, что образует состав вмененного административного правонарушения.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей нижестоящих судебных инстанций, не имеется.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Порядок привлечения Чиркова Г.В. к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении Чиркова Г.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.3.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оснований для его снижения с учетом личности Чиркова Г.В, установленных по делу обстоятельств не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 6 июня 2023 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Чиркова Григория Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Чиркова Григория Владимировича - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал действия лица, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, правомерными для привлечения к административной ответственности. Суд установил, что надпись, сделанная на стене, содержала элементы, подрывающие авторитет армии, что подтверждается собранными доказательствами. Жалоба о незаконности судебных актов была отклонена как необоснованная.