Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 октября 2006 г. N Ф04-7158/2006(27790-А75-9)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа с заявлением к федеральному государственному учреждению "Ханты-Мансийский лесхоз" (далее - лесхоз) о признании незаконным бездействия по выдаче лесорубочных билетов Управлению поисково-разведочных работ ОАО "Сургутнефтегаз" по лицензионным участкам Рогожинский-3, Южно-Ляминский и Южно-Галяновский; об обязании лесхоза выдать лесорубочные билеты.
Заявленные требования основаны ссылкой на статью 66 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что бездействием лесхоза по выдаче лесорубочных билетов нарушается право общества производить работы на определенных лицензионных участках; затрагиваются коммерческие интересы, так как задержка выдачи лесорубочного билета срывает календарный план работ.
Решением от 23.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2006, суд признал незаконным бездействие должностных лиц лесхоза, выразившееся в длительной невыдаче лесорубочных билетов обществу, как противоречащее статьям 23, 42, 66 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе лесхоз, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты, прекратить производство по делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, данный спор не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лесхоз не является органом государственной власти или органом местного самоуправления и "иным" органом в понимании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; лесорубочный билет и его выдача не являются административными актами; общество должно доказать, что действиями обжалуемого органа нарушаются его права. Лесхоз считает, что суд, обязав выдать заявителя лесорубочный билет, не учел, что на вырубленные участки лесорубочный билет не выдается.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" отклонило доводы лесхоза, как основанные на неправильном понимании норм процессуального права и противоречащие обстоятельствам спора, просило принятые решение и постановление оставить без изменения, считая выводы суда законными и обоснованными.
В судебном заседании представители ОАО "Сургутнефтегаз", поддержав возражения, изложенные в отзыве, высказались против удовлетворения кассационной жалобы, находя ее доводы несостоятельными.
Лесхоз не обеспечил явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя лесхоза.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права при рассмотрении настоящего спора, суд кассационной инстанции считает, что не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Агентство лесного хозяйства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с актом (решением) от 30.12.2005 N 604 предоставило ОАО "Сургутнефтегаз" земельные участки в составе земель лесного фонда согласно прилагаемому перечню, предложив возместить потери лесного хозяйства и указав директору лесхоза выдать лесорубочные билеты после подтверждения возмещения потерь лесного хозяйства.
Структурное подразделение ОАО "Сургутнефтегаз" - Управление поисково-разведочных работ письмом от 23.01.2006 N 01-20-03-98 обратилось в лесхоз о получении разрешения на проведение работ и о выдаче лесорубочных билетов под поисковые скважины N 797, N 860 Рогожниковского-3 лицензионного участка, N N 9101, 9102, 9103 Ляминского-25 лицензионного участка, N 9003 Южно- Ляминского лицензионного участка, N N 502, 503 Южно-Галяновского лицензионного участка и трасс перевозки бурового оборудования к ним.
Лесхоз, не отказав в проведении работ, выписал счета-фактуры N 69, 70, 71, 72, 73, 75, 76 от 08.02.2006 на оплату лесных податей за древесину и за перевод лесных земель в нелесные.
ОАО "Сургутнефтегаз" произвело оплату суммы 451 876 руб. за перевод лесных земель в нелесные земли и суммы 322 226,60 руб. лесной подати за древесину, отпускаемую на корню, что подтверждается платежными поручениями N N 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292 от 14.02.2006.
Лесхоз, выдав лесорубочные билеты N N 14, 15 от 21.02.2006 и N 17 от 22.02.2006 на три участка, приостановил выдачу лесорубочных билетов на остальные участки в связи с обнаружением совершения обществом лесонарушения.
ОАО "Сургутнефтегаз", считая действия лесхоза по выдаче лесорубочных билетов незаконными, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц суд проверяет оспариваемые действия (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При разрешении спора судебные инстанции пришли к выводу о том, что у лесхоза отсутствовали основания для невыдачи лесорубочных билетов на предоставленные участки, лесхоз ограничил права общества на осуществление лесопользования, выдав лесорубочные билеты на проведение работ не на все выделенные участки, неправомерно приостановив выдачу лесорубочных билетов.
При этом арбитражный суд исходил из того, что на проведение работ на участках лесного фонда, связанных с рубкой леса, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает выдачу лесорубочных билетов, которые должны быть выданы в разумный срок.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда основанными на правильном применении норм Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, лесхоз не подтвердил правомерность своих действий со ссылкой на нормы закона.
Доводы лесхоза о том, что законность его действий не может быть рассмотрена в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с исключением лесхозов из состава госорганов, суд кассационной инстанции отклоняет.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2005 N 244-р лесхоз является федеральным государственным учреждением, подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации.
По гражданскому законодательству Российской Федерации учреждение - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерчекого характера и финансируемая им полностью или частично.
Таким образом, лесхоз, совершая действия по выдаче лесорубочных билетов, осуществляет полномочия государственного органа и представляет интересы государства. В этой связи, отношения по выдаче лесорубочных билетов носят публично-административный характер, а оспаривание действий по выдаче лесорубочных билетов, в данном случае, указывает на наличие административно-правового спора, который подлежит рассмотрению в порядке административного производства.
ОАО "Сургутнефтегаз" в заявленных требованиях ссылается на нарушение прав по осуществлению лесопользования.
Статья 30 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита нарушенных или оспариваемых прав пользования участками лесного фонда и прав участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В этой связи арбитражный суд правильно применил статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка лесхоза на применение Указа Президиума ВС СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" как аналогии закона при определении срока выдачи лесорубочного билета, признается судом кассационной инстанции ошибочной.
Действие названного Указа распространяется на порядок обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами по вопросам осуществления и охраны прав личности, и не распространяется на порядок рассмотрения заявлений, установленный процессуальным законодательством.
При этом следует согласиться с доводами лесхоза о том, что текст постановления апелляционной инстанции по содержанию повторяет текст решения суда первой инстанции. Однако данные обстоятельства не являются безусловным основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
У суда кассационной инстанции не имеется для отмены решения и постановления оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 23.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.08.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2404/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2006 г. N Ф04-7158/2006(27790-А75-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании