Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вышутиной Т.Н, судей Грибовой Е.В, Бегунова М.В, при секретаре Епишевой В.С, с участием:
защитника-адвоката Латушкиной А.Н, прокурора Ганиной Т.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Набиева Р.С. в интересах осужденной Мусиной Г.Ш, кассационному представлению заместителя прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинова Р.З. на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вышутиной Т.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание вынесенных в отношении Мусиной Г.Ш. судебных решений, доводы кассационных жалобы и представления, выступление адвоката Латушкиной А.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Ганиной Т.Н, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
По приговору Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2023 года
Мусина Гузель Шамильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес", "данные изъяты", несудимая, осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В соответствии со ст. 82 УК РФ отсрочено реальное отбывание наказания Мусиной Г.Ш. до достижения детьми ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, четырнадцатилетнего возраста.
В случае отмены отсрочки наказания, в соответствии с ч. 3.4 ст. 72 УК РФ постановлено зачесть в срок отбывания наказания срок содержания Мусиной Г.Ш. под домашним арестом с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.
Мера пресечения Мусиной Г.Ш. в виде нахождения под домашним арестом изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении, освободив ее из-под домашнего ареста в зале суда.
Приговором решен вопрос о судьбе вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2024 года приговор изменен.
Исключено из приговора указание суда о безразличном отношении Мусиной Г.Ш. к наступлению смерти потерпевшего ФИО11 и совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, с косвенным умыслом.
Исключено из приговора указание о признании в действиях Мусиной Г.Ш. смягчающего наказание обстоятельства - активное способствование расследованию преступления.
Исключена из приговора ссылка на применение при назначении наказания ст. 64 УК РФ.
Усилено назначенное Мусиной Г.Ш. наказание по ч. 1 ст. 105 УК РФ до 7 лет лишения свободы.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Мусина Г.Ш. осуждена за убийство, то есть умышленное причинение смерти ФИО11
Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Набиев Р.С. в интересах осужденной Мусиной Г.Ш, выражая несогласие с постановленным в отношении осужденной апелляционным определением, считает, что доводы суда апелляционной инстанции о том, что необходимо исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание суда на признание в соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ смягчающим наказание обстоятельством - активное способствование расследованию преступления, являются необоснованными и несправедливыми. Так, Мусина Г.Ш, допрошенная ДД.ММ.ГГГГ в качестве подозреваемой и ДД.ММ.ГГГГ в качестве обвиняемой, и при рассмотрении уголовного дела в суде полностью признала свою вину в причинении смерти потерпевшему ФИО11 Свои признательные показания обвиняемая Мусина Г.Ш. полностью подтвердила в ходе проверки показаний на месте с выездом в "адрес" и добровольно и самостоятельно конкретно указала, при каких обстоятельствах нанесла удар ножом потерпевшему. Выводы о том, что после совершенного преступления Мусина Г.Ш. уничтожила доказательства и улики, являются голословными и никакими доказательствами не подтверждены, наоборот она сама добровольно выдала орудие преступления - кухонный нож, тем самым содействовала расследованию преступления. Таким образом, утверждает, что суд апелляционной инстанции необоснованно и несправедливо исключил из приговора указание о признании в действиях Мусиной Г.Ш. смягчающего наказание обстоятельства - активное способствование расследованию преступления, а также применение при назначении наказания положения ст. 64 УК РФ. Кроме того, выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что оснований для признания иных обстоятельств, смягчающими наказание, не усмотрено.
Стороной защиты были приведены конкретные доводы о том, что аморальность и противоправность поведения потерпевшего ФИО11 полностью подтверждаются показаниями несовершеннолетней дочери ФИО13 Однако суд апелляционной инстанции оставил данное обстоятельство без надлежащей оценки и не принял их как смягчающие наказание обстоятельства. На основании изложенного, просит апелляционное определение отменить, приговор суда первой инстанции оставить без изменения.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинов Р.З, не оспаривая выводы суда о виновности в преступлении, за которое осуждена Мусина Г.Ш, ставит вопрос об отмене апелляционного определения. В обоснование кассационного представления указывает, что поскольку осужденной назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет за особо тяжкое преступление против личности, оснований для предоставления ей отсрочки отбывания наказания до достижения ее детьми четырнадцатилетнего возраста у суда в соответствии с ч. 1 ст. 82 УК РФ не имелось. Совершенное Мусиной Г.Ш. преступление относится к числу преступлений, при которых запрещается применение положений ч. 1 ст. 82 УК РФ, в связи с чем отсрочка отбывания наказания подлежит исключению, а Мусина Г.Ш. - направлению в исправительную колонию общего режима. На основании изложенного, просит отменить апелляционное определение в отношении Мусиной Г.Ш. и передать уголовное дело в новое судебное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан в ином составе.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебных решений в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Исходя из положений ч. 4 ст. 7 УПК РФ, судебное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Таковым признается решение, постановленное в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанное на правильном применении уголовного закона.
Вместе с тем обжалуемое судебное решение суда апелляционной инстанции указанным требованиям закона не отвечает.
По приговору суда осужденной Мусиной Г.Ш. в соответствии со ст. 82 УК РФ отсрочено реальное отбывание наказания до достижения ее детьми ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, четырнадцатилетнего возраста.
По смыслу закона, критериями применения положений ч. 1 ст. 82 УК РФ являются наличие у осужденного ребенка в возрасте до 14 лет и его обязанность как родителя заниматься воспитанием своего ребенка. При этом интересам ребенка, которые затрагиваются осуждением его родителя, с учетом принципов гуманизма и уважения личности, придается первостепенное значение, и только в исключительных случаях, если с учетом личности родителя либо совершения им преступления в отношении малолетнего, применение института отсрочки отбывания наказания противоречит интересам самого ребенка либо в силу прямого запрета закона, содержащегося в ч. 1 ст. 82 УК РФ, отсрочка отбывания наказания не применяется.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 УК РФ женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, кроме лиц, которым назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.
Отсрочка отбывания наказания является самостоятельной мерой уголовно-правового характера, применяемой к определенному законом кругу лиц. Основанием предоставления отсрочки отбывания наказания является убеждение суда в правомерном поведении осужденного в период отсрочки и в возможности его становления на путь исправления без изоляции от общества, в условиях занятости воспитанием ребенка. К такому убеждению суд приходит с учетом категории совершенного преступления, срока назначенного наказания в виде лишения свободы, условий жизни осужденного на свободе, анализа данных о виновном в преступлении лице, его поведения после содеянного, в период отбывания наказания, его желания заниматься воспитанием ребенка.
Как следует из апелляционного определения, осужденной Мусиной Г.Ш. за совершение особо тяжкого преступления против личности назначено наказание свыше 5 лет, что исключает возможность применения положений ст. 82 УК РФ.
Допущенное нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшее на законность апелляционного определения, в связи с чем в силу ст. 401.15 УПК РФ оно подлежит отмене с направлением уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого суду апелляционной инстанции следует устранить указанные выше нарушения закона и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
В связи с тем, что апелляционное определение подлежит отмене, иные доводы кассационных жалобы и представления по существу принятого судом апелляционной инстанции решения подлежат проверке при новом апелляционном рассмотрении данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2024 года в отношении Мусиной Гузели Шамильевны отменить, уголовное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан в ином составе суда.
Кассационное представление заместителя прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинова Р.З. удовлетворить.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.