Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Набиева Р.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 13 мая 2024 года кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года по административному делу N 2а-961/2023 по административному исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кулагинский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области, Министерству о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя Министерства Ульяновой О.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области
от 21 ноября 2023 года удовлетворены требования прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Признано незаконным бездействие Кулагинского сельского совета Новосергиевского района Оренбургской области, с возложением обязанности ликвидировать несанкционированные свалки на территории данного поселения в с. Кулагино на земельном участке с кадастровым номером N (координаты земельного участка "адрес"), площадью 9, 0146 га.
На Министерство возложена обязанность по софинансированию в установленном законодательством порядке мероприятий по ликвидации указанных несанкционированных свалок в размере не менее 98% от необходимых расходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта
2024 года решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Министерство просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Приводит доводы о том, что рассматриваемый земельный участок в силу закона является разграниченным, в связи с чем положения о софинасировании мероприятий по ликвидации свалок за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации не применимы, а также ссылается на отсутствие правовых оснований для направления дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В силу части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (часть 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, верно применив нормы материального и процессуального права, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30 мая 2023 года N 27-П, обоснованно исходил из того, что для правильного рассмотрения настоящего дела суду необходимо разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Оренбургской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации Новосергиевского района Оренбургской области, в связи с чем пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебного акта не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 июля
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.